Viktor 0 Опубликовано: 5 декабря 2009 Олег Сигачёв - выпускник Московского государственного открытого университета и Британской высшей школы дизайна. В настоящее время занимает должность руководителя маркетинговых программ компании Autodesk в СНГ. Компания Autodesk - транснациональная корпорация, специализирующаяся на разработке программной продукции инженерной и дизайнерской направленности, и известная широким массам в первую очередь своими системами автоматизированного проектирования и пакетами трёхмерной графики 3D Max и Maya, de facto - отраслевых стандартов в кинематографе и разработке компьютерных игр. Что такое сегодня, с точки зрения Autodesk, рынок M&E в России? Каковы его объёмы и как Вы оцениваете его перспективы? С точки зрения Autodesk рынок M&E на сегодня состоит из трёх основных отраслей: это киноиндустрия, компьютерные игры и телевидение. Всё вместе для нас — это рынок Media and Entertainment. Олег Сигачёв, руководитель маркетинговых программ Autodesk в СНГ. Также, наши продукты, такие как Autodesk 3ds Max Design и Autodesk Maya используются для очень большого сегмента рынка связанного с визуализацией проектов. Но это, как правило, часть общего процесса и она является дополнением к другим, таким как архитектурное, строительное, промышленное и машиностроительное проектирование, когда в CAD-решениях проектируются здания, изделия, автомобили. И затем они визуализируются для представления заказчику и принятия решений. Т.е. это архвиз и промышленный дизайн? Архвиз, - это визуализация только архитектурных проектов, а промышленный дизайн, - это часть процесса создания изделий. Промышленный дизайн является неотъемлемой частью создания и проектирования изделий и при правильно организованном процессе находится на самом начальном этапе разработки. Мы говорим именно о визуализации проектов. В России много примеров, когда небольшие студии, которые занимаются созданием персонажей к компьютерным играм или делают спецэффекты для кино, также берут заказы на визуализацию архитектурных решений. На нашем сайте есть хороший пример из серии «Истории успеха», когда креативное агентство Resolution из Лос-Анджелеса получило заказ на доведение рекламного ролика Nissan Altima. Готовясь сделать «чистку» трех роликов, продемонстрировать качество и внешний вид автомобиля Nissan Altima, президент Resolution Тодд Айорио (Todd Iorio) и его команда были очень удивлены, когда рекламное агентство прислало в составе технического задания CAD-файлы машины. Айорио обсудил с Autodesk, насколько такой способ работы удовлетворит его клиентов и художников. В итоге, по мнению Айорио, включение данных САПР в проект по визуализации позволило команде меньше заниматься проблемами покадрово и сосредоточиться на том, чтобы сделать весь ролик более красивым. Как мы оцениваем этот рынок на данный момент? С точки зрения Autodesk, да и не только, любые оценки на данный момент не могут быть окончательными. Это закономерно в силу двух причин. Во-первых, в силу «непрозрачности» индустрии как таковой, и, во-вторых, потому, что рынок насыщен фрилансерами и сторонними разработчиками, которые просто могут никак не регистрировать свою финансовую деятельность. Поэтому дать точную оценку рынка в России пока никто не может. Можно примерно оценить объёмы наших крупнейших клиентов, но здесь, как вы понимаете, мы не имеем права разглашать финансовые аспекты, и только они сами могут рассказать, какое объем инвестиций ими был сделан. Если говорить в общем, про рынок СНГ, не переходя к цифрам, то основные «производственные мощности» сконцентрированы в России и в Украине. Что касается украинского рынка, то там наблюдается даже большая, чем в России, доля нелицензионного использования программного обеспечения. Но это отдельная тема, и это, скажем так, должно приниматься к рассмотрению уже государственными регулирующими и надзирательными структурами. На самом деле, российский рынок, особенно в силу сложившихся причин до наступления «финансовой турбулентности», развивался очень динамично,и даже сейчас, несмотря на текущую ситуацию, выходит очень много отличных фильмов. Например, «9», где продюсером были Тим Бёртон и Тимур Бекмамбетов. В нарисованном Focus Features, полном приключений путешествии «9» от режиссёра Шейна Эккера привлекает внимание анимация Starz Animation Toronto, выполненная в Autodesk Maya и Autodesk Mudbox. Но «9» всё-таки не у нас снимался... Да, не в России. Но в данном случае имеет место хороший пример, когда всё переплетено: с одной стороны продюсер — знаменитый российский режиссёр Тимур Бекмамбетов, с другой - фильм делался в США. И для его создания, я уверен, привлекались ресурсы по всему миру, точно так же, как это было с фильмом Wanted, для создания которого также использовались решения Autodesk студиями и в России и за рубежом. Это хороший пример того, как это всё взаимосвязано в индустрии M&E. Могу сказать, что, начиная с конца августа, мы можем наблюдать, что рынок возвращается на круги своя. Не хотелось бы, с одной стороны, выглядеть слишком оптимистичным, с другой — я могу сказать, что наблюдается рост продаж, наблюдается заинтересованность наших клиентов в специальных предложениях, которые сделал для рынка Autodesk – это и специально выпущенный 3ds Max 2008, и годовые лицензии. Это также и выпуск новых программных пакетов, объявленных на Siggraph и уже доступных в России: покупка этих наборов позволяет экономить от 25% инвестиций по сравнению с покупкой программ по отдельности. Это приносит свои плоды и складывается из двух основных факторов. С одной стороны, рынок показывает сейчас рост, потому что начала выправляться экономическая ситуация, с другой — Autodesk своевременно предложил клиентам свои специальные программы поэтапного лицензирования. На ноябрьском CG Event говорили о том, что российский кинематограф существует как-то весьма странно: до недавнего времени каждый год снимались сотни и сотни фильмов, большую часть которых никто никогда не видел. Причина тому — коррупция в структурах, которые отвечали за финансирование кино. Как Вы прокомментируете такие заявления? Как это коррелирует с бурным развитием отрасли? И не скажется ли это потом? Прежде всего, хочу отметить важный момент: должна учитываться не только и не столько коррупция, сколько другие объективные причины. Это можно видеть на примере развития киноиндустрии во времена Великой Депрессии в Штатах. Какая бы там коррупция в начале прошлого века ни была, индустрия взлетела. Тут же пример развития Болливуда в Индии, а там коррупции тоже не меньше. Здесь важно отметить недостаточную развитость маркетинговых инструментов в индустрии и использование их всеми участниками. Да, мы умеем делать отличные трейлеры к новым фильмам, да, производители стремятся рекламировать с максимальным охватом адитории, да, мы стремимся к тому, чтобы хорошие фильмы, так же, как и на западе, выходили в «правильное» время, чтобы их посмотрело большее количество людей. Но это необходимо делать всем участникам рынка. Многие из тех самых фильмов, которые никто никогда не видел, достойны большой аудитории. Проблема в том, что сами фильмы зачастую не получали должной раскрутки. Ведь когда индустрия стоит «на потоке», и мы это очень хорошо видим на примере рынка товаров широкого потребления, который у нас уже достаточно хорошо развит, — в FMSG маркетинговые инструменты используют практически все участники. Выходит новая марка сока, она сразу имеет бюджет на маркетинг, выходит новый шампунь, он тоже в обязательном порядке имеет маркетинговый бюджет. Так что, то же самое необходимо и в индустриях кино и создания компьютерных игр. Это сделано в крупных проектах, с кассовыми фильмами, у которых изначально есть бюджеты. Но необходимо, чтобы вся индустрия работала в этом направлении. Это первый и очень важный момент. Второй фактор, который также влияет, это то, что потребители продукции индустрии развлечений, зачастую так же, как и рынок, не «приняли сердцем» тот факт, что любой фильм, как и любая интеллектуальная собственность — стоит своих денег и за неё надо платить. Все знают, как фильмы скачиваются из файлообменных сетей, и насколько сами же кинопроизводители от этого страдают. Это очень важный момент: ведь только когда большинство начнёт пользоваться лицензионным софтом и у себя дома, и на своих коммуникаторах, и при создании фильмов или компьютерных игр, только когда все начнут понимать и принимать, что за интеллектуальную собственность надо платить, только тогда ситуация начнёт заметно исправляться. Проводит ли Autodesk какие-либо масштабные мероприятия по обучению людей, желающих профессионально заниматься 3D графикой? Если взглянуть на нынешнее положение дел, то выяснится: все нынешние корифеи в киноотрасли и постпродакшне начинали с ранних версий программ Autodesk, но сейчас изучить самостоятельно 3D Max на несколько порядков сложнее, чем тогда, в 1990-е. Предпринимает ли Autodesk какие-то усилия по формированию «новой крови»? Прежде чем я отвечу на вопрос, одно очень важное замечание: научиться работать с программным обеспечением — это ещё не значит стать хорошим профессионалом. Что касается обучения, то у Autodesk очень большая сеть авторизованных партнёров, авторизованных учебных центров и авторизованных разработчиков. Они часть команды Autodesk, и именно они предоставляют все услуги, начиная от продаж программных продуктов, и заканчивая обучением. У каждого учебного центра есть соответствующая градация курсов — от базового и выше. Это что касается полного обучения. А что касается ознакомления с продуктами для того, чтобы понять его функциональные возможности, - многие наши Авторизованные Партнеры регулярно проводят «тест-драйвы» по новым версиям программного обеспечения Autodesk. Например, 23 сентября прошёл ежегодный Autodesk Форум, на котором был дан старт очередной серии «тест-драйвов», которые проводятся по всей территории России и СНГ, и где пользователи, заинтересованные в возможностях новых продуктов, могут посетить бесплатные семинары, и в течение некоторого времени под руководством профессионалов узнать и попробовать новые функции программ, и как с ними работать. Зарегистрироваться на них можно на http://www.autodesk.ru/events Профессионалы из постпродакшна говорят, что их профессий в России как бы и не существует. Да, можно сказать, что таких специальностей в ВУЗах нет. У Autodesk, по направлению машиностроение, промышленное производство, архитектура и строительство и многим другим, среди многих российских ВУЗов есть стратегические партнёры, с которыми мы сотрудничаем. Но у нас нет таких ВУЗов, с которыми мы могли бы сотрудничать в области Media & Entertainment. Наши авторизованные учебные центры и партнёры заинтересованы в этом. Я часто слышу: «Вы не представляете, мы посетили несколько московских школ, поговорили, — и преподаватели, и директора готовы включить в план обучения уроки по 3ds Max и по работе с 3D. Они обеими руками за. Надо это развивать и мы будем работать в этом направлении, но сделать всё силами только Autodesk и авторизованных партнёров не получится. Пока не будет встречного движения или хотя бы готовности к нему с другой стороны — со стороны российской системы образования. Я не знаю ни одного школьника, который не был бы хоть как-то заинтересован в обучении по созданию 3D. Например, им интересны сами компьютерные игры, и очень интересно, как они создаются. Необходимо понимать, что индустрия развлечений у нас, по сути, не охвачена академическим образованием. И те горизонты, - и интеллектуальные, и инновационные, и финансовые, которые эта индустрия открывает для молодого поколения, на самом деле очень обширны. Мы будем продолжать делать всё, что в наших силах. И сделаем так, чтобы заинтересованная аудитория могла идти и развиваться в направлении не только платного, но и бесплатного обучения. Это, кстати, очень важный вопрос, учитывая хоть и условную, но «официальную» бесплатность нашего образования, особенно что касается школ. Для вузов тоже финансовый вопрос стоит достаточно остро, чтобы сомневаться, а то и противиться использованию, мягко говоря, недешёвой продукции Autodesk... На это у меня есть, что возразить. Пару месяцев назад, когда только-только вышли новые программные пакеты – Autodesk Education Suite for Entertainment Creation 2010 для высших учебных заведений и Autodesk Animation Academy 2010 для средних и старших классов общеобразовательных школ, которые состоят из полного набора продуктов для M&E, мне сразу же позвонил авторизованный партнёр, и сказал: «Можно ли уточнить, сколько это стоит?» Сейчас уже информация по ценам доступна у авторизованных партнёров, но я лично могу вас заверить, что комплект лицензий на 125 мест стоит примерно как две коммерческих лицензии только одного из входящих в пакет продуктов. Autodesk Education Suite for Entertainment Creation помогает преподавателям подготовить учащихся к профессиональной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда в индустрии цифровой графики и анимации. Пакет предоставляет доступ к образовательным ресурсам с широкими возможностями и программному обеспечению, которое используют профессионалы отрасли: Maya 2010, 3ds Max 2010, MotionBuilder 2010, Mudbox 2010, Autodesk Softimage 2010 и Autodesk SketchBook Pro 2010. Пакет доступен как для учебных заведений, так и студентов. Пакет Autodesk Animation Academy 2010 призван помочь учащимся средних и старших классов начать карьеру в области анимации и графики. Он включает в себя программное обеспечение и учебный курс, позволяющий изучить 3D-технологии и новые способы визуализировать идеи. В пакет входят Maya 2010, 3ds Max 2010, MotionBuilder 2010, Mudbox 2010 и SketchBook Pro 2010, а также DVD с учебным курсом и доступ к профильным сетевым ресурсам. Пакет Animation Academy доступен только для школ и ориентирован на подростков 11-16 лет. А ограничения? 10, 25, 125 или 500 мест по уникальной цене — и можно использовать в любом университете, в любой школе. А в функциональном плане? Никаких. Это именно Education Suites, наборы для образовательных учреждений. И что особенно важно, в этих «образовательных» наборах идут ещё и серии уроков и примеров. Я уж не говорю про студенческие версии программных продуктов, — любой студент может зайти на сайт студенческого сообщества Autodesk, зарегистрироваться и скачать студенческую версию любой программы бесплатно. Это касается только CAD-софта или любого другого тоже? Практически все: # AutoCAD # AutoCAD Architecture # AutoCAD Civil 3D # AutoCAD Electrical # AutoCAD Map 3D # AutoCAD Mechanical # AutoCAD MEP # AutoCAD P and ID # AutoCAD Raster Design # AutoCAD Structural Detailing # Autodesk 3ds Max # Autodesk 3ds Max Design # Autodesk Alias Automotive # Autodesk Ecotect # Autodesk Impression # Autodesk Inventor Professional # Autodesk Maya # Autodesk Navisworks Manage # Autodesk Revit Architecture # Autodesk Revit MEP # Autodesk Revit Structure # Autodesk Robot Structural Analysis Professional # Autodesk Showcase # Autodesk SketchBook Pro Мы выпускали по этому поводу новости и пресс-релизы, но СМИ не уделили этому достаточного внимания. Продолжение сделано уникальное: набор программных продуктов с обучающими курсами по очень низким ценам — именно для учебных заведений. Сейчас немало можно услышать разговоров про то, что наша система образования крайне инертна и даже в определённом смысле резистентна. Дмитрий Широков из ScreamSchool очень активно пытался на протяжении года «пробивать» идею о включении 3D графики в число официальных академических дисциплин в вузах, но до недавнего времени понимание «с той стороны» встречал постольку-поскольку. Мы постоянно общаемся с Дмитрием, вот совсем недавно встречались и обсуждали текущее положение дел. У него есть очень хорошие идеи, и я бы сказал, что горизонт не настолько туманен. Есть очень хорошие перспективы, и я надеюсь, что у ScreamSchool с нашей помощью их получится реализовать — именно в направлении высших учебных заведений и, возможно, даже школ. Вернёмся к вопросам профессионализма. ScreamSchool сейчас открывает новые длительные курсы обучения, которые включают в себя основы и художественного образования, — того самого, чего подчас нашим трёхмерщикам крепко не хватает... Ну, это уже ближе к академическому образованию, а Autodesk создаёт инструменты. Инструменты, с помощью которых можно создавать — либо шедевры, либо высокотехничные, но безыдейные вещи. На наших сайтах всегда можно посмотреть примеры качественных работ, сделанных нашими пользователями, и посмотреть, как они были сделаны. Если человек знает, как сделать — с технического точки зрения, но не знает, как правильно сделать с художественной точки зрения, и более того, не отвечает себе на вопрос, зачем это надо делать, то провал неизбежен. Если человек знает, как сделать с технической точки зрения, как сделать с художественной точки зрения, и какова конечная цель, тогда будет успех. Если нет какого-то одного из этих трёх факторов, например, если нет технических знаний, то получится очень сырая работа, пусть и идейная. Если у человека нет художественного понимания, «как» это делается, то получится высокотехнологичная вещь, и «то, что хочет» заказчик, но низкокачественная с художественной точки зрения работа. Если у человека не будет понимания, «зачем», то получится высокотехнологичная, красивейшая работа, но она не найдёт своей аудитории и применения. Вот три простых слагаемых успеха. Проблема и в другом: как мы уже говорили, в архитектуре, если в машиностроении у нас есть очень сильное академическое образование и очень сильная база. Если наши ведущие вузы, выпускники которых ценятся по всему миру, дают знания и в плане того, как это сделать с академической точки зрения и для чего это делать (а инструменты — это уже наша забота), то в индустрии развлечений, к сожалению, академическое образование пока развито очень слабо. Если посмотреть на запад, там таких университетов очень много и они пользуются соответствующим признанием. Когда всё это сложится — понимание, что и для чего делается, понимание аудитории, понимание нашего менталитета, понимание и любовь к нашей стране, — тогда всё будет в порядке. К сожалению, на рынке Media&Entertainment с этим пока всё очень и очень слабо. А что сейчас происходит с российским игровым рынком, с точки зрения Autodesk? Несколько лет назад доводилось слышать громкие жалобы на жизнь от самих игроделов, говоривших, что пиратство геймдев в России убило на корню, и тем не менее, сейчас видно, что рынок вполне себе жив. Autodesk уделяет очень большое внимание этому рынку. Например, мы принимали участие в КРИ этим летом, мы постоянно находимся на связи с нашими крупными клиентами из этой области. Не всё так плохо. Серьёзные компании, которые видны на мировом уровне и хотят работать на глобальных рынках, которые хотят, чтобы их продукция приобреталась легально и не только на территории России, - они активно развиваются. Они знают, на что делать ставки, они заинтересованы в сотрудничестве с западными партнёрами, в том числе с помощью Autodesk. Важно понимать, что мало того, чтобы геймеры перестали пользоваться нелицензионными играми, — скачивать их, взламывать и так далее. Мало того, чтобы только они стали покупать лицензионные версии. Надо, чтобы это понимание пришло ко всем участникам рынка, начиная с вендоров, которые предоставляют программное обеспечение и оборудование, и создателей компьютерных игр, и заканчивая самими геймерами. Вот тогда мы достигнем на самом деле нормального уровня развития индкстрии. И еще очень важный момент: Россия всегда славилась своими талантами. И благодаря им, ни игровая индустрия, ни инженерная индустрия точно не придут в полный упадок. Рынки могут не получать достойного развития в силу внешних причин. Но здесь надо менять еще и само восприятие ситуации. А изменить его трудно: у нас у всех знакомство с программным обеспечением в 90-е годы начиналось с нелицензионного софта. И у нас изначально сложилось восприятие, что программное обеспечение, компьютерные игры, шрифты, текстовые редакторы, стоят недорого. И нам сейчас трудно представить себе, что программное обеспечение — это как хороший мобильный телефон, и оно стоит не меньших денег. Что программное обеспечение — это такой же предмет интеллектуальной собственности, такой же продукт, как и любой осязаемый предмет, и что оно стоит своих денег. А карательные меры слабо подходят для нашего рынка, и сами по себе они малоэффективны. Они приносят, конечно, свои результаты, но они несравнимы с истинным желанием покупателей приобретать легальный и качественный продукт. Главное, нужно правильное понимание, как должен работать рынок, и уважение — и ко всем участникам рынка, и, прежде всего, к самим себе. Источник: http://mir3d.ru Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах