Перейти к публикации
Matata

Св. Параскева Пятница

Рекомендованные сообщения

10 ноября - день Параскевы

 

Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою — по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями.

 

Оставшись после смерти своих родителей, при значительном имении, святая дева раздала свое имущество нищим и убогим. Посвятив девство Господу, она, непрестанно воспоминая, прославляла Его между язычниками в Иконии.

 

В царствование Диоклетиана (257—305) за дерзновенное исповедание Распятого святую ввергли в темницу, а потом предали на истязания. Преподобную растерзали до костей, но в темнице посетил ее Ангел и исцелил все ее раны. Другое чудо произошло, когда ввели святую в капище идольское; по ее повелению все идолы пали и обратились в прах. Во время очередных мучений пламя огня, которым опаляли тело святой, настолько воспламенилось, что нечестивые мучители были сожжены им. Наконец святая Параскева была усечена мечом.

 

В честь святой великомученицы Параскевы в 1865 основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы святой около 1780 года. Освобождение крестьян (1861 года) поставило помещиков в необходимость продать земли. Ее купили крестьяне и, вырубивши лес, решили открыть женский монастырь. Через землевладелицу Марию Михайловну Киселеву, крестьяне исходатайствовали Высочайшее разрешение на открытие Параскево-Вознесенской общины, которая была открыта 20 июля 1865 года.

1257855744_0_149d4_6356b42d_xl.thumb.jpeg.218e080a21fdb1592dc23d8dfba0f336.jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, уменьш. Параша, Пана.

 

В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы». Слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя, которое могло бы существовать рядом с Прасковьей, как имена Воин и Постник.

 

 

В иконописи

----------------------------

 

Святая Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках. На старых северорусских иконах Пятница может изображаться на обороте образа богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.

 

В сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым, Св. Параскева могла изображаться, так как толковалась как персонификация Великой Пятницы — дня Распятия Христова.

 

 

Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. Она считается покровительницей полей и скота. В день ее памяти в церковьЦерковь (от греческого kyriake (oikia), буквально — божий дом) — специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

 

Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством). для освещения приносят плоды, которые как святыня хранятся до следующего года.

 

Ей молятся о сохранении скота от падежа. Она считается целительницей людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Она «бабья» святая, т.к. женщины считают ее своей заступницей, защитницей. Она покровительница женских зимних работ. Ей оставляют иконки у ручейков, дают заветы.

 

На Параскеву и Ненилу молятся о хороших женихах: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее». «Бабы каются, девки замуж собираются». «Выйти хоть за старца, лишь бы в девках не остаться». На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов.

 

С неделей и с днем, падающим на эту неделю, связаны обычаи: в пятницу нельзя прясть, шить можно; если в пятницу много смеешься, то много будешь плакать в старости. За нарушение этих обычаев Параскева наказывает, а за их соблюдение милует.

 

В день «Льняницы» начинали мять, трепать, готовить лен для пряжи. «Льняные смотрины» - выносили вытрепанный лен напоказ: у кого лучше.

 

«Существует поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.п.

1Header.jpg.88dd1d0ffe1c6c899b883d35c8c1b185.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Параскева считалась покровительницей рожениц. По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.

 

Заговор на благополучную беременность

 

Читать каждую ночь, как только ребенок начнет шевелиться, а до этого времени о беременности никому не говорить:

 

"Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостивая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам."

 

Приметы:

---------------------

В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь я доме конопель.

В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.

Кола мять лен, так уж доминать.

Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать.

Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза).

Мни и толки льны с грязнихи.

Мни лен доле и волокно будет доле.

На Грязниху грязь - четыре смены до зимы.

На грязниху не бывает сухо.

На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.

На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен.

10 ноября оканчивается лет осенней паутины.

50968926_16.jpg.dc19229ecb8ac74efffc3f358404c35c.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Параскеву-Пятницу отождествляют со славянской богиней Макошь

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Макошь - славянская богиня плодородия и всей Судьбы (кош, кошт — судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь-прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. Макошь соотносят с богиней плодородия земледельцев, предков скифов-землепашцев и трипольской культуры изображемой в виде женской фигуры. До сих пор в традиции земледельцев Украины сохранился обычай бережного сохранения первого снопа в святом углу. В ряде регионов вместо большого снопа с перевязью хранят букет колосков.

Образ святой великомучениы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши. Основой для слияния стала общность функций - и Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днем поминовения Макоши считалась Пятница. Но и после принятия христианства пятый день недели - Пятница связывался со святыми женского пола. Не случайно культ Пятницы постепенно заслонил собой архаичную Макощь. Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чем немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески).

Почитание Пятницы у славян было настолько глубоким, что в древности лик Параскевы Пятницы часто изображали на оборотной стороне икон Богородицы.

 

Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях (здесь она тоже заимствовала себе дело Мокоши, прядущей по ночам в избе; по поверьям, не разрешалось оставлять кудель открытой, а "то Мокша опрядет"). Отсюда и название Параскевы Льняницею. ("На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен"; "Мни и толки льны с Грязнихи"). Параскеве Пятнице приносилась жертва - в колодец бросали кудель; назывался обряд "мокрида", который также как и имя Мокоши, имел общий корень со словами "мокрый", "мокнуть". В канун Параскевы-льняницы приготовляли обтрепанную первину (первинку) льна.

Параскева считалась покровительницей воды: "вода земли /земная влага/ и Параскева тождественны". Об этом говорят бытующие в народе предания об иконах Параскевы Пятницы, "явленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При подобных источниках и колодцах, называемых в народе "пятницкими" или "Пятницами".

Посвященный Макоше – Параскеве праздник отмечался 28 октября(10 ноября) и именовался Пятницей, хотя далеко не всегда он приходился на пятницу. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

8.jpg.b4829cc540af34e6c2a9b32ddc29f636.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Условия использования