Matata 0 Опубликовано: 10 ноября 2010 10 ноября - день Параскевы Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою — по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями. Оставшись после смерти своих родителей, при значительном имении, святая дева раздала свое имущество нищим и убогим. Посвятив девство Господу, она, непрестанно воспоминая, прославляла Его между язычниками в Иконии. В царствование Диоклетиана (257—305) за дерзновенное исповедание Распятого святую ввергли в темницу, а потом предали на истязания. Преподобную растерзали до костей, но в темнице посетил ее Ангел и исцелил все ее раны. Другое чудо произошло, когда ввели святую в капище идольское; по ее повелению все идолы пали и обратились в прах. Во время очередных мучений пламя огня, которым опаляли тело святой, настолько воспламенилось, что нечестивые мучители были сожжены им. Наконец святая Параскева была усечена мечом. В честь святой великомученицы Параскевы в 1865 основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы святой около 1780 года. Освобождение крестьян (1861 года) поставило помещиков в необходимость продать земли. Ее купили крестьяне и, вырубивши лес, решили открыть женский монастырь. Через землевладелицу Марию Михайловну Киселеву, крестьяне исходатайствовали Высочайшее разрешение на открытие Параскево-Вознесенской общины, которая была открыта 20 июля 1865 года. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 10 ноября 2010 Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, уменьш. Параша, Пана. В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы». Слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя, которое могло бы существовать рядом с Прасковьей, как имена Воин и Постник. В иконописи ---------------------------- Святая Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках. На старых северорусских иконах Пятница может изображаться на обороте образа богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. В сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым, Св. Параскева могла изображаться, так как толковалась как персонификация Великой Пятницы — дня Распятия Христова. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. Она считается покровительницей полей и скота. В день ее памяти в церковьЦерковь (от греческого kyriake (oikia), буквально — божий дом) — специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии). Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством). для освещения приносят плоды, которые как святыня хранятся до следующего года. Ей молятся о сохранении скота от падежа. Она считается целительницей людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Она «бабья» святая, т.к. женщины считают ее своей заступницей, защитницей. Она покровительница женских зимних работ. Ей оставляют иконки у ручейков, дают заветы. На Параскеву и Ненилу молятся о хороших женихах: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее». «Бабы каются, девки замуж собираются». «Выйти хоть за старца, лишь бы в девках не остаться». На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов. С неделей и с днем, падающим на эту неделю, связаны обычаи: в пятницу нельзя прясть, шить можно; если в пятницу много смеешься, то много будешь плакать в старости. За нарушение этих обычаев Параскева наказывает, а за их соблюдение милует. В день «Льняницы» начинали мять, трепать, готовить лен для пряжи. «Льняные смотрины» - выносили вытрепанный лен напоказ: у кого лучше. «Существует поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.п. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 10 ноября 2010 Параскева считалась покровительницей рожениц. По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов. Заговор на благополучную беременность Читать каждую ночь, как только ребенок начнет шевелиться, а до этого времени о беременности никому не говорить: "Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостивая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам." Приметы: --------------------- В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь я доме конопель. В пятницу нельзя прясть, а шить можно. Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь. Кола мять лен, так уж доминать. Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать. Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза). Мни и толки льны с грязнихи. Мни лен доле и волокно будет доле. На Грязниху грязь - четыре смены до зимы. На грязниху не бывает сухо. На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен. 10 ноября оканчивается лет осенней паутины. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 10 ноября 2010 Параскеву-Пятницу отождествляют со славянской богиней Макошь ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Макошь - славянская богиня плодородия и всей Судьбы (кош, кошт — судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь-прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. Макошь соотносят с богиней плодородия земледельцев, предков скифов-землепашцев и трипольской культуры изображемой в виде женской фигуры. До сих пор в традиции земледельцев Украины сохранился обычай бережного сохранения первого снопа в святом углу. В ряде регионов вместо большого снопа с перевязью хранят букет колосков. Образ святой великомучениы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши. Основой для слияния стала общность функций - и Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днем поминовения Макоши считалась Пятница. Но и после принятия христианства пятый день недели - Пятница связывался со святыми женского пола. Не случайно культ Пятницы постепенно заслонил собой архаичную Макощь. Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чем немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески). Почитание Пятницы у славян было настолько глубоким, что в древности лик Параскевы Пятницы часто изображали на оборотной стороне икон Богородицы. Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях (здесь она тоже заимствовала себе дело Мокоши, прядущей по ночам в избе; по поверьям, не разрешалось оставлять кудель открытой, а "то Мокша опрядет"). Отсюда и название Параскевы Льняницею. ("На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен"; "Мни и толки льны с Грязнихи"). Параскеве Пятнице приносилась жертва - в колодец бросали кудель; назывался обряд "мокрида", который также как и имя Мокоши, имел общий корень со словами "мокрый", "мокнуть". В канун Параскевы-льняницы приготовляли обтрепанную первину (первинку) льна. Параскева считалась покровительницей воды: "вода земли /земная влага/ и Параскева тождественны". Об этом говорят бытующие в народе предания об иконах Параскевы Пятницы, "явленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При подобных источниках и колодцах, называемых в народе "пятницкими" или "Пятницами". Посвященный Макоше – Параскеве праздник отмечался 28 октября(10 ноября) и именовался Пятницей, хотя далеко не всегда он приходился на пятницу. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах