Matata 0 Опубликовано: 6 июля 2008 http://slavyans.narod.ru/holidays/kupalo.html Иван - Купала - Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под де-ревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окра-шенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заме-нить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все уча-стники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»): «Во поле было во поле, Стояла берёза. Она ростом высока, Листом широка. Как под этой берёзой Лежал Кострома; Он убитый - не убитый, Да убрусом покрытый. Девица - красавица К нему подходила, Убрус открывала, В лице признавала: «Спишь ли, милый Кострома, Или чего чуешь? Твои кони вороные Во поле кочуют». Девица - красавица Водицу носила. Водицу носила, Дождичка просила: «Создай, Боже, дождя, Дождичка частого, Чтобы травоньку смочило, Остру косу притупило», Как за речкой, за рекой Кострома сено косит, Бросил свою косу Среди покосу.» После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают: «Ой, Господи! Помер он, помер! Какой же он был хороший! Не встанет он больше! Ой, да как же нам расставаться с тобою? И что за жизнь, коли нет тебя! Приподнимись хоть на часочек!» Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: «Батюшка Кострома, свет Ярила, На кого ты нас покинул! Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изо-бражение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин: «Разыдись темно, Разгорись добро, Засверкай светло, Яри ясное, Солнце красное. Стани-стань доли, Яко Род вели. Стани-стань доли, С неба до земли.» (последние четыре строки произносятся трижды). А далее рекут: «Зашуми моря светлопеныя, Шелести дубы вековечныя, Засверкай мечи разудалыя, Расплодися землица бо ярая, Всполыми огню искрозарье. Да творите славу преогромную, Самому Купале Сварожичу!» Восклицают: «Гой!» Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся: «Влике Триглаве - многославе! Диде-Дубе-Снопе нашиа, Вминьте сварожцей славящей, Кие есте отроче ваше. Свароже, кие нам дороже, Свароже - наш великий Боже. Перуне, брады златоруне, Перуне силе нам даруе. Велесе, дерзаце небесе, Велесе, благо дари веси. Бонде над нами благости Божское, Ноне а присно, от веку а до веку! Гой!» Все творят земной поклон. Далее старейшина возглашает славление Триглава из «Велесовой Книги»: «Се бо ящете Первие Триглаву поклонящете Се яхом А тому влику славу поящехом Хвалихом а Сварога - Дида Божиа Яко ждете но е Се роду Божескому нащельнико А всенску Роду " студиц вещен Яко вотеце во лете од крыне сва А во зиме николе же не взмерзе А тоя воде живенце пиуще Живихомсия, доконе не прейдехом Якожде све ко нему убендехом До луце гойех райстиех А Богу Перуневи - громоверзецу А Богу про а борениа орцехом Живинта явленои А не перестав ате вращате колие А кыи ны венде стезеу правоу До брание а до тризне влика О всия павшиа Якове же идут бое, живенте вещние По полку Перуныу А Богу Велесу славу рцехом Се бо ста Бог Прави а Яви А тому поема песынема Яко свет есе А чрезе оне видяхом свиет Зрящете - а Яве быте А ты нас о Навие убрежешет А тому хвалу поемо Поехом плясащетему А взывахом Богу нашему Якожде ты земе суне нашиу Азвездиадерзац А свет крепце!» После творят прославление Купалы: «Гой Купало красен Стань во небе ясен Папороть искрящий Огнецвет купавый Во ночи горящий Клады выпростаны Кади выкачены Копны жита золотого Котлы пива хмеляного Во ночи еси чудесной Купы многи составлятись Под куполищем небесным Благо рода совершатись Повели почать купанье Здраву чисту за старанье Славься сам Купалец Великой удалец.» Кличут: «Гой Купале Сварожичу! Гой!» Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами: «Божия треба - свети освящайся, От земли до неба - свети освящайся, От соли да хлеба - свети освящайся, Пребуди лепа - свети освящайся!» Затем , выбрав самый большой коровай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют: «Как ходили девочки Около Мареночки Около Купало Солнце заиграло...» Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор: «Плыви, Купало, за водою, Да за святою росою...» В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя: «Ой на святого Купалу Ой на святого Купалу Там ласточка купалась На бережочке сушилась Красна девица журилась Было лето, иль не было Мати гулять не пускала Златым ключом замыкала Я ж на святого Купалу До милого побежала... Купало, Купало Где ты зимовало? Лотов ало в лесе Зимовало в стресе На святого Купалу Летели гуси ряд по ряду На святого Купалу На святого Купалу Крикнули гуси раз по разу На святого Купалу На святого Купалу Девки ёлки собирали Собирали и не знали Собирали и не знали У Купалича пытали Купала, Купала Что это за зелье Что это за зелье Святое коренье? Девицкая красота Мальчоцкая сухота Девиц умыванье Парней воздыханье Как на святого Купалу Солнце ясно заиграло Ай люли люли, ай люди люли (припев) Ходил чижик по улице Около Мареночки Погуляти со синицей Собрать девок на Купалу Да ребяток на гулянье А девочек венки вить А ребятам шапки бить У девочек своя воля У ребяток того боле.» Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют: «Ой на святого Ой на Купалу Девки гадали Венки кидали Кидали в воду В воду быструю Скажи (ласковое название реки) Про жизнь молодую С кем наша (река) Век вековати Кого наша (река) Любым назвати Долго ль я жити Долго ли буду Неси (река) венок Не дай потонути.» На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано соунцо играло...»; «Солнце сходить грае...». Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 6 июля 2008 http://www.swarog.ru/i/iwankupala0.php Центральным актом купальского обряда является символическое уничтожение ведьмы. Символизирующий ведьму ритуальный предмет (чучело, зелень, конский череп, старая обувь и т. п.) сжигали, сплавляли по воде, выбрасывали в канавы, ямы, болото, разрывали на части, били, забивали камнями, забрасывали на крышу дома, на дерево, удаляли за пределы жилого пространства, за границы села, отпугивали при помощи ритуальною шума, выстрелов и т. п. Наиболее типичный способ уничтожения ведьмы — сожжение на костре, причем само возжигание костра часто обозначается выражением “ведьму палить”. В костре сжигались специально изготовляемые ритуальные предметы — символы купальского обряда: чучело, срубленное и украшенное деревце, пучки веток, цветов, зелени, укрепленные на шесте, и др. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы и игры, после чего их уничтожали. Сжигались также предметы, служившие основой костра: воткнутые в землю шесты, палки с укрепленными на них колесами, корзинами и т. п., рогатины, увешанные венками, лаптями и т. п. Наконец, уничтожались в огне предметы домашнего обихода: веники, метлы, обувь, нитки, бочки, бороны, мазницы, телеги, деревянная посуда — похищенные со дворов соседей, снятые с петель двери, калитки. разобранные заборы и т. п. Чучелам давались имена Ведьма, Купала, Мара, Марина, Ульяна, Катерина, реже Иван, Дед, Черт. Чучела носили по селу на шесте, после чего либо бросали в костер, либо выбрасывали в воду, под мост, в канаву, забивали камнями, разрывали на части. Чучело могло изготовляться из пучков зелени или просто заменяться пучком травы, букетом цветов и т. п. которые также назывались Ведьма или Купайло. Иногда носили на шесте украшенное деревце — березку, вербу или сосенку или украшали растущее деревце, укрепляли на его верхушке чучело, колесо, солому, цветы и т. п. и раскладывали вокруг него костер. Особое место в купальском реквизите занимают венки, которые использовались преимущественно для ряжения девушек и гадания, а затем служили объектом уничтожения: их бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже — относили на кладбище, бросали в колодец. Но нередко купальские венки сохранялись и использовались для лечения или магических действий. Среди бытовых предметов в качестве сжигаемого символа ведьмы (K:?????) чаще всего выступает колесо, что, по-видимому, связано с поверьями о превращениях ведьмы в колесо (ср. также борону, веник, старую обувь как атрибуты или воплощение нечистой силы). Сопутствующие действия игрового и магического характера также имели целью выслеживание, опознание, отпугивание, обезвреживание ведьмы или защиту от нее: кипятили на костре цедилку с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить ее прийти к костру: бегали с факелами, отпугивая нечистую силу; калечили и убивали животных, появившихся возле костра или специально подкарауленных в доме, в хлеву; производили сильный шум битьем в сковороды, в косы, звонили в церковный колокол, стреляли, громко кричали; боронили дорогу, чтобы узнать по следам ведьму. Даже перенрьпивапие через костер могло пониматься как способ распознания ведьмы: девушку, которая не перескочила через костер, называли ведьмой. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 6 июля 2008 Ссылки: http://www.kupala-fest.ru/ http://www.kupala.ru/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Melentiev A 0 Опубликовано: 7 июля 2008 Спасибо, что просвещаешь! ))) 8-) 8-) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Vicol 0 Опубликовано: 7 июля 2008 Прочитал и как будто побывал на празднике! Жаль, что не довелось увидеть все это действо своими глазами. :cry: Спасибо! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2008 Хорошего всем настроения и весёлого лета!!!! :Yahoo!: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
MIND 0 Опубликовано: 7 июля 2008 Matata, спасибо, интересная статья хорошо, что ещё остались исконно Русские традиции не всё значит уничтожили Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
sash-ka 0 Опубликовано: 22 декабря 2008 во-первых, хотелось бы по благодарить автора за столь интересную и полезную статью ;-) и хотелось бы узнать источники,коими пользовался автор при создании сего произведения. А чему посвящен сам праздник иван - купала? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 23 декабря 2008 sash-ka, рада что понравилось. Вверху каждой заметки есть ссылки на источник, но могу здесь поместить их ещё раз уже отдельно: http://slavyans.narod.ru/holidays/kupalo.html http://www.swarog.ru/i/iwankupala0.php Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
sash-ka 0 Опубликовано: 24 декабря 2008 Спасибо большое Matata, буду внимательней.... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 Иван Купала или Иванов день — народный языческий праздник, отмечаемый в России, Украине, Беларуси, Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Название праздника возникло в результате постепенного наложения (в процессе христианизации) названия церковного дня в память Иоанна (Ивана) Крестителя (Иоанна Предтечи) на древний дохристианский (славянский) праздник Купалье, посвящённый языческому богу Купале. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен ко дню летнего солнцестояния, самой короткой ночи (20-22 июня по старому стилю). Купала известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Праздник еще назывался Купа, тот же корень, что и у слова вкупе, обозначал единение. C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24 июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/rubric/1478533/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромы унесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаю они должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста догадались, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/rubric/1478533/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 Ночь на Ивана Купала – праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 Генрих Семирадский Ночь накануне Ивана Купалы 1880е В эту ночь искали в лесу цветок папоротника — кому повезет его увидеть, сможет загадать любое, самое сокровенное желание, и оно исполнится. Праздник Ивана Купалы был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше — как Соботки, на Украине — Купало или Купайло. От Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля все отмечали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Купальские огни вдохновляли на творчество не только великого Николая Гоголя, но и многих других писателей и поэтов. http://www.liveinternet.ru/users/anmak/post44052727/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. Если прыгнуть очень проворно, то у Вас будет хорошее здоровье, если удачно перескочат через пламя влюбленные, то они скоро поженятся. И не дай Вам Боже вскочить в огонь - беды на протяжении года не избежать. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки.Обязательно играли в горелки. http://www.liveinternet.ru/users/anmak/post44052727/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 Вот некоторые особенности празднования: На Украине доселе уцелел еще следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собираются накануне дня Купалы в заранее определенное место к дереву. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний.Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный хуй внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. В некоторых местах Белоруссии с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага, опутывают с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она, получившая на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки,в то время как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли". В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника. Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды. для испанцев - это время борьбы с ведьмами.Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава". Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют. В Москве издревле праздновали Купалу на "трех горах", а в Петербурге на Петровском острове на "Куллерберге". В 10 верстах от Петербурга, по рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр Великий. Собирались и здесь накануне Купалы, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями. Вот некоторые особенности празднования: На Украине доселе уцелел еще следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собираются накануне дня Купалы в заранее определенное место к дереву. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний.Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный хуй внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. В некоторых местах Белоруссии с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага, опутывают с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она, получившая на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки,в то время как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли". В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника. Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды. для испанцев - это время борьбы с ведьмами.Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава". Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют. В Москве издревле праздновали Купалу на "трех горах", а в Петербурге на Петровском острове на "Куллерберге". В 10 верстах от Петербурга, по рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр Великий. Собирались и здесь накануне Купалы, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 7 июля - день рождения Иоанна Крестителя. Именно его имня вошло в название народного праздникаИвана Купала. Иоанн Креститель великий Подвижник, последний Пророк Ветхого Завета и Предтеча Господа Иисуса Христа был родственником Иисуса по материнской линии. Его родители Захария и Елисавета много лет не имели детей. И вот однажды, когда его отец Захария служил в Иерусалимском Храме перед ним предстал Архангел Гавриил и провозгласил, что у него родится сын, который станет Великим Пророком и придет "в духе и силе Илии". Захария не поверил и был за это наказан немотой, которая прошла лишь тогда, когда родился сын. Сына по велению Архангела назвали Иоанном. Когда Иоанн вырос, он удалился в пустыню возле реки Иордан. Там он питался акридами и диким медом. Там же на Иордане, который в древности во времена Иисуса Навина израильтяне, ведомые Богом, перешли по пути в Землю Обетованную, Иоанн начал проповедь покаяния. И проповедь эта действительно была необходима. Ибо народ израильский отошел от Бога. Высшая знать перенимала обычаи римлян, от которых Иудея была зависима политически. При этом перенимались не только положительные обычаи, которые перенять бы может и стоило, но и римский разврат и грехопадение. Священство Иерусалимского Храма отошло от Бога, поклоняясь золотому тельцу. Да и распалось оно тогда уже на две секты фарисеев и саддукеев, враждовавшие между собой. Простой народ, страдавший под игом как римлян, так и своей знати не видел просвета в будущем... Татьяна Илюшкина Иоанн Креститель великий Подвижник, последний Пророк Ветхого Завета и Предтеча Господа Иисуса Христа был родственником Иисуса по материнской линии. Его родители Захария и Елисавета много лет не имели детей. И вот однажды, когда его отец Захария служил в Иерусалимском Храме перед ним предстал Архангел Гавриил и провозгласил, что у него родится сын, который станет Великим Пророком и придет "в духе и силе Илии". Захария не поверил и был за это наказан немотой, которая прошла лишь тогда, когда родился сын. Сына по велению Архангела назвали Иоанном. Когда Иоанн вырос, он удалился в пустыню возле реки Иордан. Там он питался акридами и диким медом. Там же на Иордане, который в древности во времена Иисуса Навина израильтяне, ведомые Богом, перешли по пути в Землю Обетованную, Иоанн начал проповедь покаяния. И проповедь эта действительно была необходима. Ибо народ израильский отошел от Бога. Высшая знать перенимала обычаи римлян, от которых Иудея была зависима политически. При этом перенимались не только положительные обычаи, которые перенять бы может и стоило, но и римский разврат и грехопадение. Священство Иерусалимского Храма отошло от Бога, поклоняясь золотому тельцу. Да и распалось оно тогда уже на две секты фарисеев и саддукеев, враждовавшие между собой. Простой народ, страдавший под игом как римлян, так и своей знати не видел просвета в будущем... Спустя некоторое время после Крещения Иисуса Иоанн был арестован. Его арестовал тогдашний тетрарх (четвертовластник) Галилеи Ирод Антипа. Ирода Антипу Иоанн обличал в разврате и сожительстве с женой брата Филиппа Иродиадой. И именно Иродиада, женщина властная и жестокая надавила на безвольного Антипу и заставила арестовать Крестителя. Иоанн Креститель был помещен в крепость Макеру. В этой крепости Иоанн не успокаивался и призывал Ирода к покаянию. Ирод был в ужасе. Он боялся пролить кровь Иоанна, ибо внутренне чувствовал в нем Пророка. И вместе с тем Иродиада требовала убить Иоанна. Однажны во дворце Ирода был праздник. Его падчерица Саломея исполнила прекрасный танец, которым заворожила Ирода. А в награду мать Саломеи Иродиада подговорила дочь потребовать голову Иоанна Крестителя. Так Великий Пророк принял мученическую смерть. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». http://newsarmenia.ru/society/20110707/42486209.html Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 Иван Купала Я буду с тобой, пока не начнётся гроза, Пока спит трава и есть время вернуться назад, Пока драконьи хвосты не пронзили молчания твердь, Дрожит зазеркалье заката на синей листве. И боги лесов заплетают ветер в венки, Зажигают костры на груди мхом поросшей реки, Сумасшедшие танцы, обнаженные ведьмы - экстаз! Иван Купала идёт - он уже среди нас! Пойдём со мной в ночь, В ночь на Ивана Купала… Волшебная ночь - Ночь на Ивана Купала… Там, где руки Тумана на теле бескрайних полей, Там, где пьёт лунный свет одинокий священный олень, Там, где стоны русалок под сводом болотных огней, Там смеющийся Лель сквозь века подходит ко мне. И он будет со мной, пока не начнётся гроза, Пока искрящийся папоротник - волосы, руки, глаза… Пока смеётся на кухне обрядом языческим газ - Иван Купала идёт - он уже среди нас. Пойдём со мной в ночь, В ночь на Ивана Купала! Волшебная ночь, Ночь на Ивана Купала!.. Андрей Добрый 1992 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2011 С праздником Ивана Купала! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
RIDDICK 7 Опубликовано: 7 июля 2011 С праздником! Эх, жаль не на природе... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Teku 0 Опубликовано: 7 июля 2011 С праздником!) Даа в городе сидим( Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ATS-NIK 0 Опубликовано: 7 июля 2011 Купальская ночь уже была в конце июня Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 9 июля 2011 ATS-NIK !существует два обычая отмечать купальскую ночь: один из них,связанный с православием,привязан к празднованию рождества Иоанна Предтечи - 7 июля (по новому стилю),и называется Ивана Купала; другой, связанный с языческими и виккианскими традициями,вернули на 24 июня - т.е. на празднование дня Иоанна Крестителя по старому стилю; он связан с празднованием летнего солнцеворота и обычно называется просто Купала Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 6 июля 2012 Волшебной ночи Ивана Купала :Yahoo!: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 7 июля 2013 Хорошего настроения в волшебный день! :clapclap: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах