Перейти к публикации
Matata

Чистый четверг

Рекомендованные сообщения

Великий (Чистый) Четверг– четверг Страстной недели, последней седмицы Великого Поста, после которой наступает Пасха, Светлое Христово Воскресенье.

 

Праздник посвящается воспоминанию Тайной вечери, на которой Спаситель омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Кроме того, на Тайной вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры – евхаристия (в переводе с греческого – "благодарение"), во время которого все верующие причащаются тела и крови Христа.

 

 

Начиная с этого дня и до воскресенья все церковные службы будут посвящены воспоминанию земных страданий Иисуса Христа. Пост становится ещё более строгим. Многие верующие в память о Страстях Христовых отказываются от пищи, кроме воды и хлеба, а также соблюдают обет молчания. Другие вкушают только сырую пищу без постного масла.

 

Православные проводят этот день в пасхальных хлопотах. Обычно в Чистый четверг наши предки совершали обряд омовения. Считалось, что вода в этот день обладает особой магической священной силой, соприкосновение с ней несёт человеку силу и здоровье на весь год. Молодые девушки бегали на реку и умывались водой для сохранения красоты. Поскольку вода для омовения должна была быть непременно проточной, глухой ночью со среды на четверг женщины шли на речку с ведрами и кувшинами, черпали воду на восходе солнца и, невзирая на погоду, обливались перед домом сначала сами, а потом будили мужа и взрослых детей и также заставляли их обливаться. Маленьких детей мыли в теплой воде.

 

Кроме того, еще до выхода из дому на реку женщины пряли в темноте, скручивая нитки в катушке в обратную сторону. После совершения обряда омовения этими нитками перевязывали руки на запястьях, ноги на щиколотках и поясницу, чтобы весь год не болеть. Обычно эти нитки носили, не снимая до тех пор, пока они не изотрутся. Обязательным было и купание в бане. Причем в баню старались сходить еще до восхода солнца. Умываться в Чистый четверг было принято "с серебра". Для этого в кувшин с водой накануне в среду вечером клали серебряную монету.

 

Хозяйки по традиции занимались в этот день уборкой: чистили дом, двор, огород от накопившейся за зиму грязи, а также украшали избу: расстилали чистые праздничные половики, развешивали красивые полотенца и занавески. Считается, что празднику Светлого Христова Воскресенья радуется всё на земле, каждая вещь. После Чистого четверга до Пасхи хозяйки не мели полы, «чтобы не засорять глаза лежащему во гробе Христу». Издревле хозяйки уделяли особое внимание чистоте посуды: вся кухонная утварь тщательно мылась, чистилась, это имело большое значение, так как посуда осквернена прикосновением предателя Иуды.

 

В Чистый четверг особым образом готовили соль. Обычную крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей, затем толкли и просеивали. Крестьяне были убеждены, что приготовленная таким образом соль очищалась от всякой скверны и наделялась целебными свойствами. Ее хранили в течение года и использовали исключительно в качестве лечебного средства во время болезней. Ею же солили освященные пасхальные яйца.

 

Кроме того, с сегодняшнего дня начинают красить яйца, печь куличи и готовить творожную пасху.

 

В Чистый Четверг солнышко "играет". Обязательно вся семья смотрела на чудесную "игру" солнечных лучей. Считалось, что увидевший это весь год будет здоровым и счастливым.

 

Хозяйки купали всю свою домашнюю птицу, для того чтобы лучше росла. В народе говорили, что даже ворон свое дитя в этот день купает. А также перед восходом солнца сгоняли кур с насеста, чтобы весь год не ленились и несли много яиц.

 

Красились яйца в красный цвет с помощью свеклы, корней, луковой шелухи. У каждой хозяйки был свой рецепт. Вода от окрашивания яиц не выливалась, а использовалась для лечения. Например, ею умывались девушки для красоты.

 

Годовалых детей стригли впервые именно в этот день, стричь до года было, вообще, запрещено. Также девушки и женщины подрезали кончики своих волос, чтобы коса была густой и красивой. Эти обряды также давали здоровья и силу волосам. Кстати, волосы на Руси всегда считались оберегом от злых сил, поэтому уходу за ними уделялось немало внимания.

 

В этот день нечистая сила особенно злилась и бесновалась, выходя даже днем, и существовала примета, что если выйти с крашеными яйцами на перекресток и покатать их по дороге, можно увидеть и поглумиться над главным врагом рода человеческого.

 

Считается, что мясо птицы или любой домашней скотины, зарезанное именно в Чистый Четверг и заготовленное впрок, не только долго хранится, но и обладает целительными свойствами.

22.jpg.3961bb3fb07f2069a7a9fa7be00afc32.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран, англикан — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Совершение его составляет у православных, католиков, дохалкидонитов, лютеран, англикан, старокатоликов и некоторых других конфессий основу главного христианского богослужения: Литургии.

 

Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»

 

В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий ставил таинство евхаристии выше таинства крещения:

"Тело Христово питает телесно, чистотой же благодаря единению с Божественной природой очищает и освящает, доставляя нам достаточную духовную пищу; питаемые так, мы прекрасно восходим к духовному совершенству и здравию... О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения: тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности."

 

Св. Иоанн Дамаскин пишет о том, что люди, в отличие от святых ангелов, благодаря Евхаристии причаствуются не только общей энергии Троицы, но и обоженному («божественному») человеческому естеству Одного из Троицы (то есть Христа):

 

"Ангелы стали участниками и сделались общниками не естества божественного, но — действия (энергии) и благодати; из людей же, те бывают участниками и делаются общниками божественного естества, которые принимают Святое Тело Христово и пьют Его Кровь. Ибо [Тело и Кровь] соединены с божеством по ипостаси; и два естества в принимаемом нами Теле Христовом соединены в ипостаси неразрывно; и мы бываем причастниками двух природ: Тела — телесно, Божества — духовно, скорее же, обеих обоюдно. Не по ипостаси мы — одно и то же [что и Спаситель] (ибо сначала существуем ипостасно и потом [только] вступаем [с Ним] в единение), но по соединению с Телом и Кровью"

 

Согласно евангелиям (Мк 14:22-25 и параллельные места в других евангелиях), ритуальные трапезы, которые Иисус разделял со своими учениками, приобрели новый смысл на Тайной вечере, когда Иисус объявил, что хлеб и вино, над которыми он произнес благодарственную молитву, суть его Тело и Кровь, приносимые в жертву «за многих». Церковь продолжала осуществлять «преломление хлебов» (Деян 2:42), видя в нем таинство приобщения Тела и Крови Христовых (1 Кор 10:17), возвещение смерти Господней (1 Кор 11:26) и источник вечной жизни во Христе (Ин 6:53-58).

1274023999_primety-i-obryady-v-chistyj-chetverg.jpg.15963c81e481bd4018b1108dd2894e75.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Великий Четверг (правильнее этот день называется Четверток, а Страстная Пятница — Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами.

Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: 1) предсказание Христом предательства (Иуды), 2) установление обряда причащения и 3) омовение Им ног учеников. События эти сопровождались определенными действиями участников Вечери — действи­ями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Как главные моменты этой Вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. Если отделить в этом перечне сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа — предсказание предательства и установление Евхаристии — образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые принято именовать соответственно историческим и литургическим (или символическим). Принимая такое деление, рассмотрим эти два типа изображений как самостоятельные, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то другой из них. Но так как помимо этих «чистых» иконографических типов в истории искусства известны также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих, мы рассмотрим также и их.

 

 

Итак, историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания преда­тельства Иуды, литургическая (или символическая) Тайная Вечеря — сакрамен­тальный характер установления Евхаристии.

 

Но прежде необходимо сказать о символическом изображении Евхаристии, господствовавшем в древнехристианском искусстве (катакомбный период). Глав­ной особенностью таких изображений является символическое изображение Христа посредством пяти монограмм (греческих букв) Его имени: ІΧΘΥΣ («ИХТИС»). Они образуют слово, которое по-гречески в буквальном смысле означает «рыба», а при расшифровке этой аббревиатуры — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

 

Рыба один из самых ранних христианских символов. Его употреб­лял еще Тертуллиан (II—III века): «Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ichthus) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («De baptismo»). Этот символ встречается в писаниях Климента Александрийского, Августина, Иеронима, Оригена, Мелитона Сардийского, Оптата Милевского и многих других.

 

«Более всего, — пишет Л. А. Успенский, — как в изображениях, так и в письменных памятниках, употребляющих символ рыбы, подчеркивается евха­ристическое значение этого символа. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы (историческая Тайная Вечеря. — A. M.), совершения самого таинства (литургическая Тайная Вечеря. — A. M.) или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина» (Успенский Л., с. 41). Изображение рыбы в этом символическом смысле удерживается вплоть до XIV века.

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/IV.Passions/54.Vecerja/Tainaja_vecerja.htm

 

 

 

Иллюстрации:

 

ШАМПЕНЬ ФИЛИПП ДЕ - Малая трапеза (Тайная вечеря).

 

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - Тайная вечеря.

a46f4520d2cde7b42438b376d9e.jpg.9c87d0af24bc7347ceb9676cbbcd20aa.jpg

vecherya.thumb.jpg.24a8dfb1d14b0d3f150b5937766f5bf3.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ге - Тайная вечеря

 

Якопо Бассано - Тайная вечеря

 

Никола Пуссен- Тайная вечеря

last-supper-1.thumb.jpg.51dbedbf80c22ac66f031bb96cc1a9b0.jpg

Jacopo_Bassano_Last_Supper_1542.thumb.jpeg.2a8f0e927158ed4d73334ed1a1beba5c.jpeg

.jpg.701744eae9dc9f7b70829b0e503dd93f.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр Иванов - Тайная вечеря

 

Павел Попов - - Тайная вечеря

3196.jpg.4f7a08a0d76c910e0a1b034616560ee9.jpg

5a982dc8293e5_-.thumb.jpg.e71944c0b6d980ae3e79f6a74d383e30.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сальвадор Дали - Тайная вечеря

000000.jpg.575f4c59203d51d92f4edcd5a82fe1a2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ганс Гольбейн: Тайная вечеря

5a982dc854dcb_-.thumb.jpg.af1c98488c08880387cb29b50bf0891b.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наталия Царькова - Тайная вечеря

.jpg.f97a30323a4fec3955a0b6db70a5616e.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рельеф на ограде западного хора собора в Наумбурге

5a982dc87a660_.jpg.c9e6356d1e59a076c0fe5e9a58fcd6d6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересная подборка. Постящимся - достойного завершения Поста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Условия использования