Matata 0 Опубликовано: 14 августа 2012 14 августа - Медовый Спас!!!!! Это — первый из трех Спасов. В этот день Православная Церковь отмечает праздник Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. Праздник приходится на первый день Успенского поста. В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. В этот день начинался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились «за угощение», а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов. Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде». В этот день повсеместно совершались крестные ходы к воде. Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса. Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась «иордань» — возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились два «места» — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном. Царское место было покрыто резьбой, утверждалась «на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью». Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес «иордани» и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: «...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...» Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго — настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев. Духовенство кропило святой «иорданскою» водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к «иордани», где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши. А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния — чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом. http://www.fin-servis.ru/history/10003198/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 14 августа 2012 Народные приметы: У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье. По народным поверьям сегодня заканчивается лето. И начинается осень. Если верить погоде, то так оно и есть. Впереди у православных еще два спаса — «Яблочный» и «Ореховый». Кстати, пчеловоды, по обычаю в «Медовый Спас» должны угощать всех желающих свежим медом, чтобы получить богатый урожай в следующем году. Так что не упустите еще и случай полакомиться. На первый Спас и нищий медку попробует. В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. В сырую погоду и в дождь не должно сеять рожь. Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах - средний или поздний посев ржи лучше. На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи. Дождь на Макавея - мало пожаров бывает. На Макавея собирают мак. Первый Спас - начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка. На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, падают холодные росы. Этот день еще называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот. На Первый Спас святи колодцы. Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи - прекрасное средство, обладающее вяжущим,мочегонным и потогонным свойствами, употребляемой при желудочно-кишечных заболеваниях. На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры. «Во что Макавеи, в то и разговенье» (28 августа). Дождь на Макавея - мало пожаров бывает. Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом - ни одна ведьма в дом не проникнет. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 14 августа 2012 Рецепты православной кухни Меренга медовая. Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким). Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью. Квас медовый. 800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды. В кипящую воду положить мед и хорошо размешать. Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч. Остудить, разлить в бутылки и закупорить их. Монастырский мед. 1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля. Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду. Мед снять о огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен. Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз). Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Matata 0 Опубликовано: 14 августа 2012 С праздником!!!! Сладкой и здоровой жизни!!!!! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах