Jump to content
Matata

Финский модерн в архитектуре

Recommended Posts

В конце XIX в. вместе с ростом национального самосознания на фоне бурной европейской моды в Финляндии появилась уникальная национальная ветвь Югендстиля (так в Северных странах и Германии именуют «модерн»), именуемого иначе «финским национальным романтизмом».

 

К началу первой мировой войны финская архитектура приобрела самостоятельное значение в общемировом развитии зодчества. Наиболее известными представителями национального романтизма были работающие в содружестве архитекторы Эл. Сааринен, Г. Гизеллиус и А. Линдгрен. Еще будучи студентами Политехнического института в Гельсингфорсе (Хельсинки), в 1898 г. они организовали архитектурное бюро. Построенное в 1902 г. здание их собственной студии «Витреск» в пригороде Гельсингфорса стало своеобразным манифестом этого течения. Здание построено из материалов, полученных непосредственно на участке — сосновых бревен, гранита. Это сделало естественным обращение авторов к приемам народного зодчества. Характер декоративных элементов определялся свойствами материалов.

 

 

 

В 1903 г. эти зодчие построили виллу Суур-Мерийоки под Выборгом. Общее очертание плана подсказано скальной платформой, на которой поставлено здание.

5a982117b944e_-..jpg.ae9c134a97c432a83f7b0853395af11c.jpg

5a982117cc07a_-..jpg.9ec0a513c0626467402a2a62b7aa0ae6.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Однако вершиной творчества содружества архитекторов под предводительством Эли-эля Сааринена можно считать здание железнодорожного вокзала в Гельсингфорсе(Хельсинки).

 

В 1904 г. они выиграли право на строительство вокзала по конкурсу. Здание отличается сочетанием функциональности и монументальности. Его функциональность подчеркивается выявлением арочных сводов основных пространств для распределения пассажиров. Ощущению монументальности способствуют колоссальные фигуры каменных гигантов, которые держат в руках шарообразные стеклянные светильники. Здание выполнено из красного гранита, накрыто кровлей из меди и до сих пор не потеряло особой силы влияния на ансамбль центральной части города.

 

 

 

После победы в конкурсе Сааринен, не остановившись на достигнутом, продолжил работу над проектом. Летом 1904 года он изучал немецкие вокзалы, посетил Англию и Шотландию. К декабрю 1904 года был готов новый проект. В 1905-1907 гг. Сааринен еще несколько раз выезжает за рубеж, на этот раз с женой Лойей (сестрой Гезеллиуса, кстати), деля время между отдыхом и изучением вокзальных зданий. Окончательный проект был составлен в 1910-м году.

 

Строительство началось в 1905 году. Административное здание было закончено в 1909-м, вокзал – в 1914-м. Во время войны здание использовалось как русский военный госпиталь. Немного подремонтированное, оно было открыто как вокзал в 1919 году. Строительство обошлось в 7 млн. финских марок.

 

Современники приняли вокзал "на ура", причем не только в Финляндии, но и в других странах. В здании были применены современные конструкции, в частности, железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов. Прост и удобен план – заблудиться там невозможно. Насчет фасадов мнения разные. В некоторых местах они напоминают поздний модерн Васильева – Торговые ряды на Литейном и Бассейный кооператив. Оживляют эту в целом суховатую архитектуру фигуры по бокам от главного входа, с фонарями в руках (скульптор Эмиль Викстрём).

 

http://finmodern.narod.ru/asema.html

asema_1.jpg.1e978b4ce02daf2fa5f0cd1640ab136b.jpg

18496694_1203594696_helsinki8.jpg.8da7000a01f81ebccc51279eb00109f9.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Pilligrimm, спасибо за дополнения! :):)

Share this post


Link to post
Share on other sites

О, необычно. У меня ощущение, что они опередили американцев и французов примерно на 10 лет :smile:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue. Terms of Use