Jump to content
Matata

Св.Троица

Recommended Posts

Троица

 

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

 

А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

 

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат -

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

 

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда простые приношения:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

 

Иван Бунин

1893

00_05psd.jpg.3526408f9b2935d8c12bb07c23c5a5ff.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо Matata! Взаимно!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, поэтому иногда этот праздник называют Пятидесятницей.

 

После Вознесения Христова, через пятьдесят дней после Пасхи, апостолы вошли в тот самый дом в Иерусалиме, где проходила Тайная вечеря. Этот небольшой дом на узенькой улочке, расположенной на горе Сион, сохранился и по сей день. В нем, на первый взгляд, нет ничего особенного. Но почему-то именно там не остается никаких сомнений в реальности священных событий, которые с ним связаны.

Когда апостолы вместе с Богоматерью вошли туда, внезапно послышался шум, словно от порыва сильного ветра во время бури. Вслед за этим посреди дома появились языки огня, которые, разделяясь, останавливались над головой каждого апостола. В пламени апостолы зримо ощутили присутствие Святого Духа. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан он был Богом-Сыном. Принятый апостолами Дух помог им выстоять и в теологических спорах, и под пытками, и перед лицом смерти. Сошествие Святого Духа считается началом христианской церкви.

 

 

«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.»

.thumb.jpg.6605aca124e2c1e32af937a837522e54.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Об этом очень хорошо написал Иван Шмелев:

“Пахнет, как на лужку, где косят. И на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и даже на колодце… Неужели зайдет Господь во Святой Троице?.. Ограда у Казанской зеленая, в березках… Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно… Теплятся в зелени лампадки… На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним… Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад… И там, в алтаре, тоже – совсем другое. Там, в березках, невидимо смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно… Он теперь с нами, близко, совсем другой, какой-то совсем уж свой. И теперь мы не грешные…”

image001.jpg.e3765cb7b85d40994351cf5a6731e2fa.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для украшения дома использовали ветки березы, клена, ясеня, граба, калины, рябины, липы и других деревьев, в народе это поверье называют «вешать май». Позже эти засохшие ветки принято было снимать и сжигать на купальских огнищах, а в тех местностях, где Купалье не отмечалось, их втыкали под крышей хлева и сохраняли до осени как средство от грозовых пожаров и бури.

 

На Троицу, как и на Пасху, красят яйца, только в зелёный цвет берёзовыми листьями.

 

Троицу отмечали на природе. Люди шли в леса, рощи, горожане выезжали на загородные прогулки. Это были веселые и шумные гулянья. В деревнях с самого утра начинали печь караваи, созывали друзей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы.

 

А после обеда молодежь собиралась на веселые игры и забавы. Начинались они так: бабка-позывалка созывала девушек на гульбище в рощу. Там они расстилали скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Пока девушки водили хороводы, юноши высматривали себе невест.

mini26.jpg.af87d77af7133ca037db802d5e241c08.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

В славянской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Ее символом стала молодая березка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие.

В постную среду на троицкой неделе деревенские девчонки семи – двенадцати лет собирались вместе и ходили заламывать березку. Березовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники. И начинали готовиться к четвергу-Семику: на длинные льняные нити нанизывали соломинки, фантики, лоскутки (между прочим, отличное упражнение для развития мелкой моторики!), запасали новый наряд. В четверг с утра детям жарили яичницу (это традиционное обрядовое блюдо символизировало жаркое летнее солнышко), давали с собой крашеные желтые яйца, и ребятня отправлялась в лес или на ополицу (край поля) “завивать” березку. Выбиралось красивое деревце, и его ветви завивались гнездышком, связывались попарно, заплетались косичкой, скручивались венком. На березку вешали приготовленные бусы, ленты, платки, украшали полевыми цветами. Вокруг березки водили хороводы с песнями, под ней устраивали трапезу, не забывая оставить птицам то, что не доели.

 

После торжественной службы молодежь отправлялась развивать березку. Это нужно было сделать непременно, иначе, как считалось, березка может обидеться. Обряд повторялся, с хороводом, песнями, трапезой. Потом березу рубили и с песнями носили по деревне украшенное деревце.

Иногда березку не просто украшали лентами и бусами, а наряжали в девичий наряд – рубашку, юбку, фартук. Под юбку забиралась девочка, брала березку за ствол и двигалась впереди хоровода. Казалось, что березка сама возглавляет праздничные пляски.

 

"Березонъка белая,

Березонъка кудрявая,

На чем приехала?" -

"На ковре, на золоте,

На атласе, на бархате".

"У кого же ты гостила?"

"У отца, у матери,

У роду, у племени,

У красных девушек".

Хотят березонъку срубить.

И ее в речке утопить.

 

Наконец, березку развивали (“раздевали”) и топили в пруду или в реке. Считалось, что в этом случае березка отдает всю свою силу первым всходам на полях, способствует урожаю, а также благополучию людей.

.jpg.e14449d821665a0a1bd1bff4be0e4c0e.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень увлекательное действо троицкой недели – гадание по венкам, которые обычно бросали в реку вместе с березкой. Чей венок пристанет к берегу – та останется в девках, чей уплывет или пристанет к другому венку – та выйдет замуж, чей потонет – та умрет. Однако в разных местах одно и то же “поведение” венков понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви, а мог символизировать и то, что милый помнит и тоскует. Так что, если вы решитесь погадать на венках, не воспринимайте “пророчества” слишком серьезно!

 

 

«Вы пойдете к реке Дунай

Возьмите и вы меня.

Вы будете веночки в воду опускать,

Пустите и вы меня.

Ваши венки по верху плыли,

А мой на дно пошел.

Ваши дружки с войны пришли,

А мой не пришел»

(народная песня)

0_10d60_a5602e13_L.jpg.2f34a86964865674f565ff1bfb054fdb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мира и радости душевной!!!!

dmesD3iv7L4.jpg.8b18aefd281bc189554443ad662f741e.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue. Terms of Use