Перейти к публикации
Matata

Альбигойство (катары)

Рекомендованные сообщения

Тайная книга альбигойцев

По материалам журнала

“Наука и религия“ 4-5_92 год.

Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой бесценный памятник “еретической” литературы средневековья. Это единственное сохранившееся полностью и дошедшее до нас из глубины веков письменное изложение мировоззренческих представлений одной из самых таинственных и одновременно наиболее многочисленной “еретической” секты — секты альбигойцев. Альбигойцы — еретики средневекового Прованса. До наших дней дошли лишь будоражащие воображение легенды о сокровищах (то ли материальных, то ли духовных), укрытых в горных пещерах после того, как пал в 1244 году разгромленный крестоносцами замок Монсегюр — последний оплот альбигойцев.

Альбигойцы были уничтожены в результате крестовых походов против еретиков. От них остались лишь протоколы судов инквизиции, воспоминания, обрывки литературных произведений.> ...

 

<...> правления. А между тем в древности и в средние века космичность рассказа о мироздании никого бы не удивила. Более того, подобный рассказ иногда выглядел как совсем краткий манускрипт. В западноевропейском средневековье одним из таких манускриптов была “Тайная книга“ альбигойцев.

“Тайной книгой” ее называли сами альбигойцы, богомилы и члены других, близких в идейном отношении сект. Поздние издатели книги предпочитали другие названия: “Ложное евангелие”, “Книга св. Иоанна”. “Тайная Книга” — главное из сохранившихся сочинений неортодоксального направления в христианстве, распространенного в Южной Европе в X—XIV веках. В разных странах этих еретиков называли по-разному: богомилами, патаренами, катарами, альбигойцами и т.д. Они утверждали, что исповедают истинное христианство, не искаженное поздними домыслами, сообщенное им в откровении через Иоанна Богослова — любимого ученика Иисуса Христа. Ученые называют их дуалистами, т.е. людьми, которые верят в вечную борьбу двух начал — света и тьмы. Дуализм есть в учении альбигойцев, но, читая “Тайную книгу“, мы еще раз убедимся в недостаточности любого категоричного суждения. Так, материальный мир, в представлениях альбигоцев, был сотворен Сатаной, но “по предначертанию невидимого Отца“, т.е. Сатана у альбигойцев не равнозначен Богу (вопреки распространенному мнению) и не способен нарушить Его предначертания. Канон формы, по которому Сатана творит мир, также предопределен Богом. Значит, материальный мир в учении альбигойцев неправомерно считать только творением силы зла. Умеренный дуализм “Тайной книги“ проявляется и в вере в торжество добра над злом.

История альбигойцев и их наследия, а так же глубинная связь этих еретиков с глубинной сущностью готики и культурой средневековой Европы — самостоятельная тема, достаточно обширная. Мы же просто послушаем, как излагали свое учение сами альбигойцы: “Тайная Книга” дошла до нас в оригинале, а не в пересказе инквизиторов. По форме она напоминает гностический по происхождению христианский, апокриф “Вопросы Иоанна Богослова Господу”, распространенный и на Руси. Возможно, “Тайная Книга” также имеет отношение и к истории славянской культуры. Она сохранилась всего лишь в двух латинских списках, но в конце одного из них (рукопись XIII века из инквизиторского архива французского города Каркассона) есть современное рукописи примечание: “Это тайное писание еретиков из Конкорецио, принесенное из Болгарии их епископом Назарием”.

Конкорецио — городок в Ломбардии, в 25 километрах к северо-востоку от Милана. Деятельность местного еретического епископа Назария приходится на середину и вторую половину XII века. Фрагментарные сведения о нем сохранились, в частности, в сочинениях Рейнерио Сакони — младшего современника Назария. Сакони был еретиком, затем принял католичество. Он сообщает, что Назарий получил свои знания в Болгарии. В Ломбардии Назарий пользовался уважением, в том числе и среди знатных феодалов. Похоронен он в тех же местах, в замке Гата.

Многие ученые убеждены, что “Тайная Книга”— сочинение болгарских богомилов, хотя ее славянский текст до нас не дошел. Отметим в этой связи одно интересное обстоятельство: текст молитвы “Отче наш“ у альбигойцев отличается от католического, но полностью совпадает с православным. У католиков отсутствует последний стих молитвы: “Quoniam Tuum est regnum et virtus et gloria in saecula“ (“Ибо Твое есть царство и сила слава во веки веков“). Употребление этого стиха западная церковь рассматривала как ересь.

Полагают, что “Тайная Книга” написана между X и XII веками. Возможно, в это время она получила окончательную форму, многие же ее сюжеты гораздо старше: они есть в таких древних апокрифах, как “Книга Еноха”(II-I вв. до н.э.), “Откровение Варуха”(I в. н.э.), “Видение Исайи”(II-III вв. н.э.) и др. Однако проследить историю формирования текста “Тайной книги“ затруднительно: слишком мало сохранилось ее вариантов.

 

Комментированный перевод “Тайной книги“ для “Науки и религии“ выполнен автором настоящей статьи по изданию: Иванов Йордан. Богомилски книги и легенди. София, 1925. За основу перевода взята Каркассонская рукопись. Ее отличает более строгая латынь, полнота образов. Однако широко использовался и материал второй сохранившейся рукописи — из Венского пергаментного кодекса XIV века (опубликованной там же). В Венской рукописи сохранились ценные примечания средневекового латинского переводчика.

Разбивка на главы поздняя, сделана Йорданом Ивановым.

 

Е.ЛАЗАРЕВ

 

 

ВОПРОСЫ ИОАННА НА ТАЙНОЙ ТРАПЕЗЕ ЦАРЯ НЕБЕСНОГО.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

Вопросы Иоанна, Апостола и Евангелиста, на тайной трапезе Царя Небесного:

об устройстве этого мира, и о Творце, и об Адаме.

 

I. Я, Иоанн, брат ваш, имеющий долю в несчастье и доли в Царствии Небесном чающий, сказал, когда возлежал я на груди Господа нашего Иисуса Христа: “Господи, кто предаст Тебя?” И отвечая, сказал Он: “Тот, кто вместе со Мною омочил руку в чаше. Тогда вошел в него Сатана и потребовал, чтобы он предал Меня”1.

 

II. И сказал я: “Господи, прежде чем пал Сатана, в какой славе прибывал он у Отца Твоего?” И сказал Он мне: “В такой славе был, что управлял силами небесными; Я же сидел возле Отца Моего. Он (Сатана. — Е.Л.) управлял всеми, следовавшими за Отцом, и нисходил с небес в преисподнюю2, и восходил от низших до самого престола невидимого Отца. Он оберегал славу, что приводит в движение небеса, и замыслил поставить трон свой за облаками небесными, и пожелал уподобится Вышнему. И когда низошел он в воздух, сказал ангелу воздуха: “Открой мне врата воздушные”, и тот открыл ему врата воздушные. Стремясь вниз, он увидел ангела, который держал воды, и сказал ему: “Открой мне врата водные”, и открыл ему. И, проходя сквозь пределы, увидел весь облик земли, покрытой водами. Проходя под землею, увидел он двух рыб, лежащих под водами; как быки, впряженные в плуг, они держали всю землю, повелением невидимого Отца, от захода до самого восхода солнца. А когда спустился еще ниже, увидел преисподнюю, которая есть род огня3, и дальше не смог нисходить из-за пламени огня пылающего. И возвратился Сатана назад, исполнился злобы, подступил к ангелу воздуха и к тому, который был над водами, и сказал им: “Все это мое; если послушаете меня, поставлю трон свой над облаками и уподоблюсь Вышнему; удаляя воды с высоты этой тверди, заполню прочие места морями и потом не будет воды на лице земли4, и воцарюсь вместе с вами на веки веков”. И, сказав это ангелам, взошел к другим ангелам, до пятого неба, и так говорил каждому из них: “Сколько ты должен Господу своему?” Тот сказал: “Сто мер пшеницы”5. И сказал ему [Сатана] : “Возьми перо и чернила и напиши: шестьдесят”. И другому сказал: “А ты сколько должен Господу своему?” Тот ответил: “Сто кувшинов елея”. И сказал [ Сатана] : “Сядь и напиши: пятьдесят”. И восходя на все небеса, вплоть до пятого неба6, так говорил, прельщая ангелов невидимого Отца.

 

III. И раздался голос от престола Отца: “Что делаешь, отрицатель Отца, отвращающий ангелов? Делатель греха, быстро делай то, что задумал”. Тогда повелел Отец ангелам своим: “Совлеките с них одежды”. И совлекли одежды их и короны их—всех ангелов, которые его (Сатану — Е.Л.) слушали.

 

И спросил я Господа: “Когда пал Сатана, в каком месте он стал обитать?” И ответил Он мне: “Отец Мой преобразил его за гордыню его, и отнят был от него свет, и стал облик его, как железо раскаленное, и как у человека, стал весь облик его; и увлек он хвостом своим7 третью часть ангелов Божиих, и был изгнан от трона Божия и от устроения небесного. И низойдя в эту твердь, не мог Сатана создать никакого покоя ни себе, ни тем, кто был с ним. И он попросил Отца: “Имей ко мне снисхождение, и все верну Тебе”. И сжалился над ним Отец, и дал покой ему и тем, кто с ним был, насколько он пожелает, вплоть до семи дней8.

 

IV9. Тогда воссел [Сатана] на тверди и повелел ангелу, который был над воздухом, и тому, который был над водами, и подняли они вверх, в воздух, две части вод, а из третьей части создали пятьдесят морей, и свершилось разделение вод по предначертанию невидимого Отца. И вновь повелел [ Сатана] ангелу, который был над водами: “Встань на двух рыб”, и [ встал он, и] поднял головой своей третью, и она явилась сухой10. Когда принял [Сатана] корону от ангела, который был над воздухом, из половины [ее] создал трон свой, а из половины—свет солнца. Приняв же корону от ангела, который был над водами, из половины создал свет луны, а из половины—свет дня. Из камней создал он огонь, а из огня—все воинство и звезды11. Из них создал он ангелов ветра, служителей своих, по образу Вышнего устроителя, и создал громы, дожди, град и снег, и послал на них ангелов—служителей своих. Земле же повелел, чтобы она произвела все живое: животных, деревья и травы. А морю повелел, чтобы произвело оно рыб и птиц небесных12.

 

V. Затем придумал [Сатана] и сотворил человека по своему подобию, и повелел ангелу третьего неба войти в глиняное тело. И взял от него [часть], и сделал другое тело, в образе женщины, и повелел ангелу второго неба войти в тело женщины13. Ангелы же горько возрыдали, увидев в себе смертный образ и будучи не сходного [с ним] образа. И повелел [ Сатана] сотворить плотское дело в глиняных телах, и не поняли они, как сотворить грех. Тогда возбудитель зла умом своим задумал сотворить рай, ввести туда людей и запретить [им] выходить [из него] . И посадил диавол тростник в середине рая, и так скрыл свою выдумку негодный диавол, чтобы они не поняли его обман. И входил он, и так говорил с ними: “Вкушайте от всякого плода, который есть в раю, от плода же познания добра и зла не вкушайте”. Диавол же вошел в змея негодного14 и обманул ангела, который был в образе женщины, и преисполнился брат его (т.е Адам — Е.Л.) желания греха с Евой в прославление змея. Потому называют сыновьями диавола и сыновьями змея тех, кто совершает желание диавола, отца своего, вплоть до скончания этого века. И вновь диавол излил в ангела, который был в Адаме, яд свой и желание, порождающее сыновей змея и сыновей диавола, вплоть до скончания этого века15.

 

VI. И затем я, Иоанн, спросил Господа: “Почему говорят люди, что Адам и Ева богом сотворены и помещены в раю, чтобы соблюдать предначертания Отца, и [в то же время] утверждают, что они смертны?” И сказал мне Господь: “Слушай любезнейший Иоанн: неразумные люди так говорят, что Отец Мой лицемерно сотворил глиняные тела; но все силы небесные сотворил Он из Духа Святого, эти же [ два ангела] по их вине были явлены с глиняными телами, и их называют смертными”16. И вновь я, Иоанн, спросил Господа: “Как же человек начинает бытие свое от духа, пребывая в теле из плоти?” И сказал мне Господь: “От падших ангелов небесных зачинаются в женских телах и получают плоть от желания плоти, и рождается дух от духа, а плоть от плоти; так осуществляется власть Сатаны в этом мире и во всех родах”.

 

VII. [ И спросил я Господа: “ Доколе Сатана будет властвовать в этом мире над сущностью людской?”] 17 И сказал мне [ Господь]: “Отец Мой предоставил ему властвовать семь дней, которые суть семь веков”18. И спросил я Господа, и сказал: “Сколько это будет по времени?” И сказал [Он] мне: “Когда отпел диавол от славы Отца и от славы своей отказался19, воссел он над облаками и послал своих служителей ангелов—огонь палящий—к людям, внизу [ пребывающим], от Адама и до Еноха, служителя своего20. Вознес он Еноха на твердь [небесную] и показал величие свое, и повелел дать ему перо и чернила, и сев, написал [ Енох] шестьдесят семь книг21. И повелел [Сатана] , чтобы Енох отнес их на землю и передал сыновьям. И поместил Енох книги на землю, и передал их сыновьям своим, и начал обучать их, как совершать жертвоприношения и таинства противозаконные, и так сокрылось перед людьми Царство Небесное”. И говорил [ еще Господь]: “Узрите, что Я—Бог ваш, и нет другого Бога кроме Меня. Потому послал Меня Отец Мой в [ этот] мир, чтобы Я объяснил людям и поныли бы они злую природу диавола. И в то время, когда узнал [ диавол], что Я низошел с неба в мир, послал ангела, взял [ древесину] от трех деревьев для распятия Моего и дал ее Моисею, и доныне она для Меня сохраняется22. Он же [ Моисей] тогда предвозвещал о Божестве народу своему и повелел дать закон сынам Израиля, и вывел их посуху через море.

 

VIII. Когда помыслил Отец Мой послать Меня в мир, послал передо Мной ангела Своего, по имени Мария, чтобы Она приняла Меня23. Я же, нисходя, вошел [в Нее] через слух и через слух вышел. И узнал Сатана, властелин мира сего, что нисхожу Я разыскивать и спасать погибающих, и послал ангела—Илию-пророка, которого называют Иоанн Креститель, крестящего водой24. Илия же спросил властелина мира сего: “Как смогу я [Его] узнать?” Тогда Сам Господь сказал: “Над кем увидишь ты Духа, нисходящего подобно голубю и на Нем пребывающего, Тот будет крестить Духом Святым во избавление от грехов, Тот имеет власть уничтожать и спасать”25.

 

IX. И снова я, Иоанн, спросил Господа: “Может ли человек спастись через крещение Иоанново, без Твоего крещения?” И ответил мне Господь: “Если Я не окрещу во избавление от грехов, через крещение водное никто не сможет увидеть Царство небесное, ибо Я—хлеб жизни, нисшедший с седьмого неба, и те, кто едят плоть Мою и пьют кровь Мою, те назовутся детьми Божьими”26. И спросил я Господа, и сказал: “Что значит “есть плоть Мою и пить кровь Мою”?” И сказал мне Господь: “Прежде чем отпал диавол совсем его воинством от славы Отца, они в молитвах своих прославляли Отца такими словами: “Отче наш, который на небесах”,—и все их песнопения восходили к престолу Отца. А когда пали они, уже не могли славить Бога этой молитвой”. И спросил я Господа: “Почему все принимают Иоанново крещение, Твое же крещение принимают не все?” И ответил Господь: “Ибо дела их злы и не проходят они к свету. Ученики Иоанна вступают в брак и организуют браки, Мои же ученики не делают ни того, ни другого, но пребывают как ангелы Божии на небе”. Я же сказал: “Ведь если от женщины грех, то человеку нет пользы от брака”. Господь же сказал мне: “Не все вмещают эти слова, только те, кому дано, ведь есть скопцы, которые таковыми рождаются из материнского лона; есть скопцы, которых оскопили люди; и есть скопцы, которые сами себя очистили27 для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит”.

 

X. Я же спросил Господа о дне судном: “Каким будет знамение пришествия Твоего?” И, отвечая, сказал [ Он] мне: “Когда составится число праведных, то есть праведных бренных царей28, тогда будет выпущен из темницы своей Сатана, гнев великий имеющий, и начнет борьбу с праведниками, и воззовут они ко Господу великим гласом. И тотчас повелит Господь ангелу, чтобы запела труба. Трубный глас архангела небесного будет услышан до преисподней. Тогда затмится солнце, и луна не даст свой свет, звезды падут, сорвутся четыре ветра с оснований своих и заставят одновременно трепетать землю и море, горы и холмы. Тотчас затрепещет и небо, и затмится солнце, которое будет светить до четвертого часа29. Тогда явится знамение Сына Человеческого и с Ним все святые ангелы, и утвердит престол Свой над облаками, и воссядет над семью [славами] величия Своего с двенадцатью апостолами на двенадцати престолах славы Своей. И явятся книги, и будет судить [ Христос] весь мир, и исполнится то, что было предсказано. Тогда пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут они избранников Его от четырех ветров30, от высших небес, вплоть до пределов их, и низойдут [ангелы], чтобы их искать, [и вознесут с собою на воздух над облаками]31. Тогда пошлет Сын Божий злых демонов, чтобы прислали они к Нему все народы, и скажет им: “Придите те, кто говорил: будем есть и пить, и стяжаем блага мира сего”. И потом вновь они будут позваны, и предстанут все перед судом — все народы, объятые страхом. Явятся книги жизни32, и станет явным бесчестие всех народов. И прославит [Христос] справедливых за их терпение и добрые дела, славу, честь и непорочность, когда окружали их гнев и возмущение, несчастье и нужда. И выведет Сын Божий избранных Своих из средоточия греховного и скажет им: “Придите, блаженные Отца Моего, владейте Царством, уготованным для вас от основания мира”. Затем грешникам скажет: “Отойдите от Меня, злоречивые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его”. А остальные, видевшие последнее разделение [людей] , прогонят грешников в преисподнюю по велению невидимого Отца. Тогда выйдут духи из темниц неимоверных и будет услышан голос Мой, и станет одна овчарня и один Пастырь. Выйдет из недр земных мрачная тьма — тьма геенны огненной, и выгорит Вселенная от недр до воздуха тверди небесной33. И Господь пребудет в тверди вплоть до недр земных. Глубина же бездны огненной, где будут обитать грешники, такова: если человек тридцати лет от роду поднимет камень и бросит вниз, он едва через два года достигнет дна.

 

XI. И тогда будут связаны Сатана и все воинство его и посланы в бездну огненную. И сойдет Сын Божий с тверди небесной, и заключит Сатану, сковав его крепкими оковами, не разрываемыми. Тогда грешники в рыдании и скорби скажут: “Поглоти нас, земля, укрой нас, смерть”, праведники же воссияют как солнце в Царстве Отца своего. Приведет их [Христос] к престолу невидимого Отца и скажет: “Вот Я и дети Мои, которых дал Мне Бог. О Праведный! Мир Тебя не познал; Я же познал тебя воистину, ибо Ты послал Меня”. Тогда ответит Отец Сыну Своему: “Сын Мой возлюбленный! Сядь одесную Меня, пока не повергну врагов Твоих к подножию Твоему, тех, кто отвергал Меня и говорил: “Мы—боги, и нет другого Бога, кроме нас”; тех, кто пророков Твоих убивал и преследовал праведников Твоих; и Ты прогонишь их во тьму внешнюю. Там будет плачь и скрежет зубов”. Тогда воссядет Сын Божий одесную Отца Своего, и Отец даст повеление ангелам Своим, поведет их и расположит их хорами ангельскими, чтобы одеть их одеянием непорочным, и даст им неувядаемые венцы и престолы непоколебимые, а Бог посередине пребудет. И не будут они испытывать ни голод, ни жажду, солнце не зайдет над ними и ни какой зной [не будет их мучить] . Бог осушит каждую слезу на их глазах, и [Сын] воцарится с Отцом на веки веков”.

 

 

 

Примечания.

 

1. Ср. с описанием Тайной Вечери в Евангелиях (Мф. 26:20-25; Мк. 14:17-21; Лк. 22:14-23 и особенно Ин.13:21-30). “Тайная Книга” не противоречит здесь логике евангельского повествования, продолжая каноническое изложение беседы Христа с Иоанном.

 

2. Infimum оригинала — субстантивированное прилагательное, превосходная степень от лат. Inferus—“нижний, подземный, преисподний”.

 

3. Genus ignis — “род огня”. В Венской рукописи geena ignis — “геенна огненная”.

 

4. Речь идет о сотворении Сатаной земных морей и суши, тогда как небесные воды и земля уже существует. В Венгерской рукописи несколько иначе: “Помещу воды над этой твердью, а другие воды соберу в широкие моря”.

 

5. Характерное для фольклора измерение духовных сокровищ земными мерами.

 

6. В Венской рукописи: “...до четвертого неба”.

 

7. В венской рукописи говорится, что у Сатаны появилось семь хвостов, которые интерпретируются как семь смертных грехов. Сатана приобретает, таким образом, атрибуты змея и дракона.

 

8. В связи с просьбой к Богу о даровании покоя вспоминается известное место из заключительной части “Мастера и Маргариты”. М.Булгаков интересовался альбигойством, и, возможно, “Тайная Книга” отчасти повлияла на образность знаменитого романа.

 

9. Перевод четвертой главы дается по Венской рукописи, так как в Каркассонской творение мира описано кратко и без некоторых существенных подробностей.

 

10. Логика космогонического мифа подсказывает, что речь идет о сотворении земли. Это подтверждается прямым упоминанием “сухой земли” в соответствующем месте Каркассонской рукописи.

 

11. В Каркассонской рукописи: “...все воинства звездные”.

 

12. Это своеобразное разделение живых существ поясняется примечанием, сохранившимся в Венской рукописи: “Пернатые и рыбы души не имеют, как и звери не имеют души человеческой, но пернатые и рыбы от вод и воздуха, а звери от земли и воздуха получают все, что имеют”.

 

13. Согласно Венской рукописи, в тело мужчины входит ангел второго неба, а в тело женщины — первого.

 

14. Змея — единственное животное на которое не распространялся альбигойский запрет умерщвлять живые существа.

 

15. Согласно Венской рукописи, Сатана из своей слюны создал змея и поместил его в тростник, посаженный в раю. Внушив Еве желание греха, Сатана вышел из тростника в виде змея, причем этот змей имел облик прекрасного юноши. Змей сочетался с Евой при помощи диавольского хвоста, из которого он же и был сотворен (образ змея, как часто бывает в мифах, построен на логических противоречиях). Лишь потом Сатана соблазнил Адама на любовный союз с Евой. Согласно другому варианту альбигойского мифа, который сохранился в трактате византийского богословия XII века Евфимия Зигабена “Против богомилов”, от змея Ева родила сына Каина и дочь Калмену, а от Адама — Авеля, убитого в последствии Каином. Трактат Зигабена содержит и оригинальную версию сказания о потопе. Падшие ангелы от земных женщин родили гигантов, которые, по замыслу Сатаны, должны были занять на небе место своих отцов. Но гиганты (вместе с людьми) взбунтовались против Сатаны, который и устроил потоп. Спасся только Ной, не участвовавший в бунте.

 

16. Последняя фраза переведена по Венской рукописи, где ее формулировка пространнее и понятнее, чем в Каркассонской.

 

17. Эта фраза в Каркассонской рукописи отсутствует.

 

18. Saeculum в латинском языке означает и столетие, и поколение (33 и 1/ 3 года), и эпоху, период.

 

19. В Венской рукописи — voluit вместо noluit (т.е. “возжелал своей славы“).

 

20. Енох в христианских апокрифах считается святым человеком. Возможно, его определение в “Тайной Книге” как служителя Сатаны следует понимать в том смысле, что он описал небесный мир по велению Сатаны, а значит, сослужил ему службу. Не исключено также, что альбигойцы, не признававшие святость Ветхого Завета, отрицательно относились к Еноху как персонажу ветхозаветной традиции.

 

21. По Венской рукописи — 76 книг.

 

22. Этот сюжет подробно изложен в апокрифическом “Сказании о древе крестном”.

 

23. В Венской рукописи говорится, что Мария была послана “через посредство Святого Духа”. Сближение высоких женских образов со Святым Духом характерно для гностической традиции.

 

24. По всей видимости, здесь (как и в отношении Еноха) Илия — ветхозаветный персонаж — находится, по мнению альбигойцев, под властью Сатаны. Илия воплощается в Иоанна Крестителя, и это, видимо, может рассматриваться как свидетельство бытования у альбигойцев представлений о реинкарнации.

 

25. Согласно Венской рукописи, эти слова были сказаны Сатаной, который возвестил о грядущем огненном крещении Христа. Крещение водой (“во имя покаяния”) соотносится, таким образом, с ветхозаветной традицией.

 

26. Сходное повествование о Христе, как о “хлебе жизни” есть в Евангелии от Иоанна, особо почитавшимся альбигойцами (Ин. 6:35-51).

 

27. Глагол castrare , стоящий здесь, в латинском языке часто означал не только “оскоплять”, но и просто “ очищать”, тогда как глагол eunuchare , употребленный выше в этой фразе, имеет единственное значение “оскоплять”. Обет безбрачия (но не физического оскопления) у альбигойцев давали только духовные руководители их общин (“совершенные”).

 

28. В оригинале: cum consummabitor numerus justorum scilicet numerus coronatorum justorum caducorum. В Венской рукописи это загадочное пророчество сформулировано несколько иначе: cum consummabitor numerus justorum secundum numerum coronarum cadentium ( “когда составится число праведников вслед за числом падающих венцов”).

 

29. В Венской рукописи есть примечание к этому месту “Книги”, смягчающее его грозный апокалиптический натурализм аллегорическим истолкованием: затмевающееся солнце — властитель на троне (Сатана?), луна — ветхозаветный закон, звезды — его служители, четыре ветра — цари, которые будут преследовать грядущую церковь. В Венской рукописи говорится, что солнце будет светить не до четвертого часа, а до девятого часа.

 

30. То есть от четырех сторон света.

 

31. Последние слова в квадратных скобках добавлены по Венской рукописи.

 

32. В Венской рукописи — “две книги”.

 

33. Венская рукопись здесь обрывается.

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Альбигойцы (лат. Albigenses, фр. Albigeois), Церковь Альби — заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте Франции название распространенного в Южной Европе религиозного течения «добрых людей» (катаров).

 

Религиозное течение альбигойцев ((фр. L'Eglise d'amour) Церкви Любви) усвоило религиозные принципы и антропологию ранних христиан, мистических учений Грааля, широко распространенное на территории Лангедока, Ода, Прованса, Арагона, севера Италии и др., имело среди приверженцев верующих различных вероисповеданий, в том числе католиков, а также последователей различных гностических религиозных толков и сект. Основатели этого направления появились ещё в начале XI-го столетия и считались эмигрировавшими с территории Восточной Европы и Ближнего Востока. Согласно отдельным исследованиям славянских историков и богословов, существует мнение о преемстве альбигойцев от болгарского течения богомилов, малоазийских павликиан и общих их скифско-славянских предшественников, т. н. «андреевцев» (исповедовавших своим основателем апостола Андрея Первозванного). Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединённую жизнь. Поэтому их называли сначала «добрыми людьми» (фр. les bons hommes), но «людьми темными» (фр. hommes obscurs), a после первого преследования их со стороны официальной церкви Рима, (отлучение и «предание сатане», произнесенное на соборе в Тулузе, созванном папой Каликстом II (1119)), было в 1139 г. подтверждено Иннокентием II.) На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., «тулузские еретики» открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному преследованию и обвинениям — в дуализме (следствие ложного подозрения причастности к древнему учению персидского пророка Мани), отвержении католического учения о Пресвятой Троице, таинств храмового причащения и церковного брака, отрицании первородного греха, образа карающего за грехи Бога, доктрины смерти и искупления и т. п.

( Википедия)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

..."история инквизиции неразрывно связана с трагедией разразившейся на юге Франции в начале XIII в. В огне крестового похода против катаров (больше известных под названием альбигойцев) — последователей ереси, охватившей на рубеже XII—XIII вв. восток Пиренейского полуострова, юг Франции, Северную и Центральную Италию, выковался механизм уничтожения идейных противников средневекового папства.

 

Сам термин «катары» — греческого происхождения, в переводе его можно истолковать как «чистые» или «просветленные». По мнению ряда исследователей, катаризм в форме учения попал в Западную Европу либо с Балкан, либо из Святой Земли — Палестины, причем носителями этих идей выступали купцы, путешественники, паломники, ученые, возможно даже рыцари-крестоносцы, возвращавшиеся из поездок и походов на Ближний Восток.

 

По всей вероятности, катаризм сформировался на базе еще более древнего учения — манихейства. Оно возникло в Персии, на территории современного Ирана. Само название происходит от имени создателя религиозной доктрины — мистика-проповедника Мани (216—276).

 

Что же представляла собой эта великая «неистребимая ересь катаров»? Другое ее название — «альбигойская» происходит от названия одного из ее центров на французском юге — города Альби.

 

...Как мы уже говорили, ядро веры составляли положения, близкие взглядам азиатских манихеев-дуалистов. Подобно им, катары утверждали, что весь материальный мир есть порождение Демиурга (Сатаны) — Бога Зла. Бог добр, он не мог быть создателем столь несовершенного и порочного мира. Лишь невидимая человеческая душа — творение Доброго Бога, но она томится в оковах телесной оболочки, заключенная в нее опять же Дьяволом. ...Cами катары называли себя «добрыми христианами», особо почитали Евангелие от Иоанна, послания апостола Павла, главной своей молитвой считали «Отче наш».

 

В 1198 г. папский престол под именем Иннокентия III занял молодой (37 лет) энергичный Джованни-Лотарь Конти. Это был в высшей степени незаурядный человек. Иннокентий III мечтал о безграничном могуществе католической Церкви, папа мыслил себя правителем христианского мира. Естественно, в силу своих убеждений, папа не мог мириться с существованием и процветанием явной ереси. ...

 

Зимой 1209 г. началась проповедь крестового похода против альбигойцев. Под его знамена вставали воины северной и центральной Франции, шли боевые дружины из германских земель. В конце весны 1209 г. на Тулузу двинулись, по разным источникам, от 20 до 30 тысяч рыцарей, не считая горожан, вилланов и духовенства. ...

 

Одним из первых нападению подвергся хорошо укрепленный город Безье. 22 июля 1209 г. огромное войско оказалось под его стенами. Жители отказались выдать «добрых христиан». Начался беспощадный штурм. Легенда приписывает Арно-Амальрику страшную по своему цинизму фразу, которой он напутствовал штурмующих: «Убивайте всех, Бог признает своих!»

 

Когда крестоносцы ворвались в город, началась самая настоящая резня. В слепой ярости завоеватели подожгли Безье. По официальному донесению Арно-Амальрика в Рим, погибло до двадцати тысяч человек. Альбигойцы предпочли умереть еретиками, чем сдаться на милость своих врагов. ...

 

В августе 1209 г. пал город-крепость Каркассон, который Монфор превратил затем в свою временную резиденцию. Пал Альби, один из главных центров катаризма. ...

 

В июне 1210 г., крестоносцы взяли город Минерв. Попытка обратить еретиков в лоно католической церкви успехов не имела. Не желая дожидаться раскаяния альбигойцев, Монфор приказал сложить гигантский костер. Жители города были согнаны на соборную площадь. Предводитель крестоносцев потребовал выйти вперед «совершенным». Из толпы вышло около полутораста человек: женщин и мужчин. Все они были сожжены на одном костре. Никто не молил о пощаде. Люди погибали молча, с улыбкой на устах, веря, что идут на встречу с Богом Света."

 

(Сергей Арест "Эта неистребимая ересь катаров", отрывок)

 

P.S. Катары и альбигойцы - одно и то же

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Крестовый поход

Наконец, папа Иннокентий III в 1209 г. возбудил крестовый поход против Церкви Любви, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во дворце графа Раймунда VI (сторонника катаров) его оруженосцем Тулузского папского легата и инквизитора Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истреблять инакомыслящих и еретиков. Действительной же причиной было желание отнять и присвоить владения графа Тулузского и его союзников, а также расширение влияния папской власти и католической веры в Окситании и прилегающих районах, славившихся своим богатством. Никакой пользы в глазах общественности не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом Раймондом от легата Мило, и полученная им от папы абсолюция. Папскому престолу пришлось применить силу вассалов-крестоносцев. Были объявлены обязательные сборы в Альбигойский крестовый поход. Легаты — Арнольд, аббат Сито и Мило — взяли приступом главный город его племянника Рожера — Безье и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. Крестоносцы были в замешательстве, найдя в городе единоверцев и не видя различия между ими и еретиками. «Убивайте их всех! — воскликнул Арнольд, ссылаясь на слова наместника Святого Петра — Господь узнает Своих!». Не лучше обошелся Симон Монфор, фанатичный вассал Рима, официально предводительствовавший крестоносцами в осаде городов и расправах под руководством легатов, над благородными «предателями веры», из которых граф Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Педро II Арагонский был убит в сражении при Мюре в 1213 г. Завоеванные земли папа подарил графу Монфору в награду за его услуги, но Симону не пришлось спокойно владеть этим подарком. При очередной осаде Тулузы (1218) он был убит брошенным из осажденной крепости камнем пращи, а его сына Амори Раймунд VI (и по смерти последнего в 1222 сын его Раймунд VII) принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции, и война продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII отцовское наследие против легатов Рима и нападений вассалов французского короля Людовика VIII, умершего после отправления в благословенный папой Иннокентием III поход против еретиков в 1226 г. после завоевания Авиньона.

 

 

Судьба альбигойцев

Когда с обеих сторон пало сотни тысяч человек и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, в основном доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер или пытались возвратить в лоно католической церкви посредством тяжких епитимий. Удивительный факт, что после окончания Альбигойских походов Южную Европу охватила волна опустошающих стихийных бедствий, эпидемий и моров. Часть альбигойцев укрылось в пограничных землях Арагона, бежали на Восток (множество осело в Боснии и Хорватии) или ассимилировались в среде различных монашеских орденов и рыцарских союзов. Но, тем не менее, ещё в начале XIV столетия инквизиция усердно работала в этих местах, в чём можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда Гвидона (1321) «Practica contra infectos labe heretice pravitatis».

 

(Википедия)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Условия использования