Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Иконогра́фия Богома́тери

 

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др.

 

 

Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

 

 

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику Христианства.

 

Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III вв.

 

Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты. Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконой, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 г.

 

Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.

 

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), вероятно, не встречаются ранее X в., но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи.

 

Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение, либо в сложных многофигурных композициях.

 

Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это т. н. «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молетвенной позе и входящую в состав деисусных композиций.

 

Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса.

 

Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Одигитрия Тихвинская

 

32ca7af083f2.jpg

 

Неопалимая Купина

 

3bac690d4eb6.jpg

 

Владимирская

 

cc30882ad08b.jpg

 

 

Взыграние младенца

 

d5025e2edb20.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Васнецов - роспись Владимирского собора в Киеве

3e83e938baa9.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С праздником Покрова Персвятой Богодицы!

 

 

43be2bb3202a.jpg

 

В X веке в Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы».

 

Предполагают что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями.

 

 

Когда огромное войско сарацин вторглось в пределы империи православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!»

 

Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…

 

И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу», — ответствовал тот.

 

 

И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. «Видишь ли, брате?..» — «Вижу, святый отче…»

 

 

И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого.

 

Много свидедетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины. А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже — от агарян, в 866 году — и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной.

 

Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее.

 

И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником. Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

5-го августа (23-го июля по старому стилю) – праздник Почаевской иконы Божией Матери.

 

История этой чудотворной иконы неразрывно связана с Почаевским монастырем в честь Успения Пресвятой Богородицы, который находится в юго-западной России. Монастырь был основан еще в середине 13-го века, а расцвет его относится к концу 16-го – началу 17-го веков.

 

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, названный Почаевским, получен в дар от греческого митрополита Неофита, проезжавшего в 1559 г. через имение некоей помещицы Гойской в Москву. Около 30 лет простояла икона в молельне помещицы, пока не было замечено, что от образа исходит необычайный свет. После того, как от иконы получил чудесное исцеление слепой от рождения брат Гойской, Филипп Козинский, благочестивая помещица передала святыню инокам Почаевской обители. Чудотворная икона с крестным ходом была перенесена в Почаевский монастырь.

 

На небольшой по размерам иконе Матерь Божия изображена с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой Она держит плат, которым прикрыт Богомладенец Иисус. Господь положил левую руку на плечо Своей Пречистой Матери, а правую поднял для благословения; Матерь Божия преклонила Свой лик к голове Сына. На клеймах иконы есть семь миниатюрных изображений святых: пророка Илии, мученика Мины, первомученика Стефана, преподобного Авраамия, великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины. «Книга записей чудес Почаевских» сообщает о множестве исцелений по молитвам к Пресвятой Богородице, явленных через Ее Почаевскую икону.

 

На протяжении четырех столетий Царица Небесная являла Свою всесильную помощь и Почаевской обители. Так, летом 1675 года турецкие войска хана Нурредина осадили Почаевскую лавру с трех сторон. Слабая монастырская ограда не была серьезным препятствием.#Иноки и укрывавшиеся в монастыре миряне в страхе ожидали начала штурма. Игумен монастыря призвал православных обратиться за помощью к небесным заступникам – Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Всю ночь осажденные усердно молились перед чудотворной иконой и у гробницы с мощами святого. Утром 23-го июля, когда взошло солнце, стали петь акафист Божией Матери. При словах «Взбранной Воеводе» произошло дивное чудо. Пресвятая Богородица Сама явилась над храмом обители с многочисленными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преп. Иов был рядом с Божией Матерью и молил Ее о защите. Турки, увидев небесное воинство, приняли его за привидение и стали пускать в Царицу Небесную и ангелов стрелы. Но стрелы возвращались и поражали нечестивых. В турецком войске произошло смятение, воины убивали друг друга, а затем обратились в паническое бегство. Защитники монастыря многих пленили. Некоторых из них приняли святое крещение и навсегда остались в Почаевской лавре. В память о чудесном избавлении 23-го июля было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери – Заступницы и Помощницы во всякой скорби и печали.

poch.jpg.4e004dc2ae6a93be94899eaa6a14a322.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почаевская икона Богоматери

 

Относится к иконографическому типу Умиление. Изображение Богородицы поясное. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благословляет.

bozhm.jpg.e301170b15fec49c146cde33abc60a7b.jpg

pochaev1.jpg.5bce59516751373443eb1711941456b8.jpg

08.thumb.jpg.db14855ce1156373d1094f1d939e3ec1.jpg

2.thumb.jpg.63596b558bc34134339b406435da37de.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Matata, спасибо!

Была я в Почаевской Лавре - красота, спокойствие, умиротворение...как будто в другой мир попадаешь - нет никакой мирской суеты...впечатлений масса осталось и до сих пор, хотя ездила я туда еще в 2003 году. :)

А на месте источника там Храм построен (прямо на горе) и люди воду постоянно берут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Tangerine , спасибо за отзыв!

 

Мне пока удалось побывать только в 2-х лаврах - Киево-Печёрской и Невской.... очень хотелось бы побывать и в Почаевской.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

10 августа - Празднование в честь "Смоленской" иконы Богоматери установлено в память прибытия иконы на Русь в 1046 году.

 

Икона Пресвятой Богородицы именуемая "Одигитрия-Смоленская" известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

 

Икона Богоматери именуемая "Смоленская" представляет собой список с "Одигитрии-Влахернской", написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой.[1] Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать "Одигитрия", что в переводе с греческого значит "Путеводительница". Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование "Одигитрия" ("Путеводительница").

 

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы.[2] С этого времени икона Пресвятой Богородицы "Одигитрии" стала называться "Смоленской" по месту поставления.

 

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы "Одигитрии".

 

В начале XV века икона "Одигитрии" была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону "Смоленской" Богоматери.

 

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону.[3] 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону "Смоленской" Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили "со многоими слезами" в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список "мера в меру" и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.

 

В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед "Смоленской" иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.

 

В 1666 году икона "Смоленской" Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.

 

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы "Владимирской" Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами "Владимирской", "Смоленской" и "Иверской" Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.

 

Перед занятием Москвы французами, икона "Смоленской" Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе.

 

Икона "Смоленской" Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется "Путеводительницей"). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

 

До 1941 года древний чудотворный образ "Смоленской" Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что "икона пострадала от войны".

 

"Смоленская" икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону "Одигитрии – Смоленской" над Днепровскими воротами в Смоленске, "Одигитрию – Устюжскую" из Великого Устюга, икону "Смоленская" в Белгороде, икону "Смоленская" из Троице-Сергиевой Лавры, икону "Смоленская-Седмиозерная" из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

 

В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона "Смоленской" Пресвятой Богородицы. История этого чудотворного образа вкратце такова. Икона "Смоленской" Богоматери несколько большего размера, написана в 1602 году.[4] До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В этом году икону радениями правителя губернской канцелярии Длотовского перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обвешавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом.

 

В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.

 

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

-----------------------------------------------------------

[1] Согласно древнему церковному преданию святой евангелист и апостол Лука написал около 70 икон Пресвятой Богородицы. Свт. Дмитрий Ростовский предполагает, что эта икона была написана по просьбе антиохийского правителя Феофила.

 

[2] Храм был заложен князем Владимиром Мономахом 3 мая 1101 года.

 

[3] Вместе с чудотворным образом Богородицы послам из Смоленска великий князь вернул и другие святыни.

 

[4] Предположительно список с иконы был выполнен иконописцем Постником Ростовцевым.

 

http://www.pravoslavie.ru/put/031117142521

22841394_1208304556_Odigitriya_Smolenskaya_Dionisiy.jpg.8c7a176604741e5f9fa3bebcece187d5.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Икона Смоленской Богоматери :

 

Это древнейший памятник византийского письма. Предание приписывало его кисти евангелиста Луки. Это тип Одигитрии. Дева Мария изображена по пояс, младенец Иисус расположен слева, в рост. Его правая рука сложена в благословляющем жесте перед грудью матери, а левая держит свернутый свиток. Отличительная черта Смоленской иконы Богоматери – положение Иисуса в фас

smolenskaj_odigitria.jpg.cb351fa5f57d8079002838ea3c43fb90.jpg

biser.info_20659789104a54e7b0b96ca_o.jpg.674236c32ed82dec36b260b026434b0f.jpg

1181310381_0ib2498.jpg.b524b93c25d7cee4f9380fbe9bebb6a6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской Церкви.

kazanskaya.jpg.52d946678d9e17d838506714ffd1b120.jpg

biser_info_4069999214817fe3ae56e3_o.thumb.jpg.6cc0dafe86c74cd294a55aa60edc4c2c.jpg

50726517_kazanskaya.jpg.5863a3b0e0a60c4add2f4a44ef22f472.jpg

82189.thumb.jpg.447a72303dcd63d7e813e437bd36e094.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После пожара в Казани в 1579, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

 

День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

 

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).

 

 

Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанском Богородицком монастыре.

 

В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена, вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч руб; также были похищены деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

 

Уже в 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенёсен в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, которую в 1811 году сменил Казанский собор.

 

Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани»[2].

 

Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани, в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году, по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения», наследника престола царевича Димитрия, царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

saints6.jpg.88c40d5298fe4656b6a0e18d3dfe658a.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году, московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.

 

Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:

 

«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

 

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

 

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

 

В конце XX века получили распространение мифы , связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.

 

В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря после нескольких попыток похищения чудотворного образа, имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком. Таким образом, похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.Однако известный искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленную Казанскую.

.jpg.ef330ccbfd7aaf9251f7942db1dc38a8.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

21 июля - праздник Казанской иконы Богоматери

 

С праздником!!!!!

 

Любви и радости душевной!!!!

x_ca725e53.jpg.08680b3a91c1079ab94b0ace3abca439.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери дважды в году: 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).

 

Народная традиция 21 июля

 

 

 

Праздник Казанской Божией Матери - очень чтимый в народе. Он справляется по нескольку дней. Ходят в гости. Гуляют. «Кто на Казанской женится, счастлив будет».

 

День летней Казанской почитался праздником, наиболее торжественно его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья».

 

Народыне приметы на 21 июля

 

«Что Казанская покажет, то и зима скажет». «Коли на Казанскую черница (черника) поспевает, то поспела и рожь». Зажин ржи. «Прокоп летний - жнец и жатвенник, жатву начинает».

 

Начало самой сильной жары. Готова к употреблению ирга. Появляются черные грузди.

111374b.jpg.badeb601be0f062dc90e2a2f329aaff7.jpg

110062.thumb.jpg.16ee834bcfb7ee9f4719e6f6472dd1bb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Неопалимая купина

 

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

 

 

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

 

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

 

Бывало: церковка седая

Неопалимой Купины,

В метели белой приседая,

Мигает мне из тишины;

Перед задумчивым киотом —

Неугасимый фонарек;

И упадает легким лётом

Под светом розовый снежок.

Неопалимов переулок

Пургой перловою кипит;

И Богоматерь в переулок

Слезой задумчивой глядит.

 

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

 

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

http://www.pravoslavie.ru/put/050919154619.htm

ib2415.jpg.28dea039a0f53214280be429ba42f240.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов" написана по благословению старца Оптиной пустыни прп. Амвросия, пламеневшего детской верою к Божией Матери.

 

Иконой "Спорительница хлебов" он благословил основанную им в 12 верстах от Оптиной пустыни Казанскую Шамординскую женскую Обитель.

 

На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов - снопы ржи.

 

Старец Амвросий указывал этим празднованием, что пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: "Радуйся. Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!"

 

От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи.

0_1d38d_e2e0cfb0_L.jpg.fd4af40dbfef560862356dd5ed3f6d4c.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

10 декабря - праздник Иконы Богоматери "Знамение"

 

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

 

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

 

Когда икону переносили — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

 

 

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконы в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года.

 

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

 

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

Icon_Mother_38.thumb.jpg.bf923e6ea6d2833b67e025afb371c7b9.jpg

Icon_Mother_37.thumb.jpg.9ee3518c959159a75802f777af8d1a88.jpg

107.jpg.b29b58e4a9fa95c74a151a7ac3e0e050.jpg

51-02-08-0025.jpg.d35bfeb0bba16c77b5826aeffd891aa4.jpg

5a9831753dde1_4930320200_normal.jpg.e8a224df4d0194605de5ba649bd5bb8b.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

21 июня - день Казанской иконы Богоматери.

 

Это список из Казанского собора Петербурга.

 

Икона относится к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Бывший настоятель этой церкви священник Тимофей Симеонов в сане протоиерея в 1740-1745 годах настоятельствовал в мазанковом Успенском соборе - при нем началось строительство нынешнего Князь-Владимирского собора. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 1932-1940 годах она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско – кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

 

Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.

В самых общих чертах история иконы сводится к следующему. Летом 1579 г. страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы.

 

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.

 

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков, Москва была ими захвачена. Патриарх Гермоген, который в бытность свою священником в Казани первым описал Казанскую икону и чудеса, ей творимые, был заключен в тюрьму.

 

Но в 1612 г. ополчение под руководством князя Д.И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Позднее стараниями князя Д.И. Пожарского в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор.

 

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных - московских и казанских - стали общероссийскими.

 

При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Прасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

 

 

Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь- Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому блокадному паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев "стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане".

 

Голодная смерть косила людей повсюду - на улице, дома, на работе. 14 марта 1942 года список жертв блокады пополнил бессменный с 1933 года председатель двадцатки (староста) Князь-Владимирского собора Иван Моисеевич Куракин... Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.

 

 

http://svyato.info/new/785-kazanskaja-ikona-bozhiejj-materi-kazanskogo.html

------------------------------------------------------------------------------

 

 

С праздником!!!!Мира,любви,света!!!!!

11492.jpg.f01722024f0883b87f43b1ec3720944a.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Условия использования