Перейти к содержанию

Добро пожаловать в сообщество творческих людей - ARTTalk.ru!

Уважаемые пользователи, если вы были зарегистрированы ранее, вам необходимо пройти процедуру восстановления пароля с помощью адреса электронной почты.

Для новых пользователей доступна регистрация.

Тема для обсуждения новой версии сообщества.

Если возникают какие либо проблемы с восстановлением старого аккаунта, вы можете воспользоваться формой обратной связи.

Рекомендуемые сообщения

Под русалками понимают совокупность всех упоминаемых в фольклоре и в сообщениях очевидцев разнообразных человекоподобных существ или духов, ведущих водный или полуводный образ жизни.

 

Восточнославянские русалки по преимуществу - женщины (утопленницы), западноевропейские - обычно женщины с рыбьими хвостами (антропоморфные существа, по внешнему виду наследники древнегреческих тритонов и сирен). В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских - mermaid.

 

920d4aeec793.jpg

Русалка.

Джон Уильям Уотерхаус, 1901

 

 

 

Древняя Греция

 

Женщинами с рыбьими хвостами иногда изображались сирены, персонажи древнегреческой мифологии, обладательницы прекрасных голосов. (Правда, начиная с достаточно позднего периода).

 

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.

 

Мужчины с рыбьими хвостами - тритоны, Нерей. Дочери Нерея - нереиды, зачастую хвостатые, входили в процессию Посейдона и Амфитриты.

В озёрах и реках жили нимфы (человекоподобные, без хвостов).

 

Древнегреческий и римский каноны очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

 

 

Западная Европа

 

Было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море.

 

Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море.

 

Сказка Андерсена "Русалочка" (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

 

 

Также у шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.

 

 

Германская русалка - ундина - обычно без хвоста, с красивыми волосами.

По преимуществу, речные воды.

Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) - красивая девушка, которая сидит на одноименной скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.

 

Славяне

 

Восточные славяне

 

Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др. — один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный.

 

В русалок превращаются умершие девушки, приемущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение, некрещеные дети.

 

Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки». Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах. Иногда выступает в качестве берегини, спасающей утопающих.

 

Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами (ср. южнославянских вилы, западноевропейских ундины), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских).

 

Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут.

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей (типа Костромы, Ярилы), смерть которых гарантировала урожай.

 

Отсюда вероятна и связь русалок с миром мертвых: по-видимому, под влиянием христианства русалки стали отождествляться лишь с вредоносными покойниками, умершими неестественной смертью.

 

 

Русальная неделя

 

В русальную неделю (следующую за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - ручальичин велик день. Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни брать с собой полынь, которую русалки якобы боятся.

 

 

Южные и западные славяне

 

Женские духи, связанные с водой, в южнославянской мифологии называются вилы. Они владели колодцами и озёрами и умели "запирать" воды. Прекрасные девушки с распущенными волосами

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Громов Д.В. Русалочьи озера Курганской области // Живая старина. 2006. № 4. С. 11-13.

 

http://www.boyaring.lodya.ru/Article21.htm

 

150688a62660.jpg

Draper_WaterBaby

 

Территория Курганской области в обилии покрыта небольшими озерами — они находятся возле почти каждого населенного пункта (причем часто по несколько штук). Озеро — неотъемлемая и привычная часть здешнего ландшафта; несомненно, именно это стало одной из причин восприятия недостижимого подводного мира как места обитания нечеловеческих существ: так, в данном регионе широко распространены рассказы об озерных жителях — русалках. Эти рассказы нам доводилось слышать почти в каждой деревне.

 

Былички о русалках мы записывали в течение четырех поездок – в 1998, 1999, 2000 и 2004 годах. Опрос осуществлялся на территории Шумихинского района (в западной части области). Кроме того, в 2000 году мы записывали подобные былички на севере области – в Белозерском районе и в соседнем с ним Упоровском районе Тюменской области.

 

Большинство интервью содержат пересказы чужих сообщений; информанты излагают распространенную точку зрения, занимая нейтральную позицию: «Были разговоры, но видел кто, не видел – трудно сказать». Часто наблюдение русалок относят к давним временам, «раньше же ведь всякие привидения были…» Однако упоминают и о встречах, произошедших совсем недавно; было сообщение о встрече с русалкой, случившейся за несколько дней до нашего появления в деревне.

 

Семеро информантов сообщили, что видели русалку лично.

 

В большинстве случаев рассказы о встречах с этими существами довольно типичны и сводятся к простой схеме: наблюдавший видит на берегу водоема сидящую женщину (это и есть русалка), которая, заметив что обнаружена, ныряет в воду.

 

Приведем несколько примеров такого «типичного» рассказа.

 

«Значит, я еще был маленьким-маленьким… и в деревне ходила, это, такая молва. Что на речке появляется на плоту русалка. Вот волосы чешет, чешет. Потом, значит, что. Если ее кто-то нечаянно вспугнёт – она, значит, бросает чесать и ныряет в воду».

 

«Мне Ефалия Андреевна говорила, это учительница математики была. Говорила: я шла однажды рано утром (а ей переходить надо было через мельницу, тогда мельница) и это, говорит, на берегу, на мельничном пруду, где мне надо переходить – сидит, говорит, русалка. Настоящая русалка, как вот это… И, говорит, я думаю: как я перейду? Она, говорит, - раз, и спрыгнула в воду. Ну, настоящая, говорит, русалка, спрыгнула в воду, около мельницы. Но это было давны-ым давно».

 

«Я тоже как-то вот пошла – мама меня послала пелёнки полоскать. Я пришла – вот уж сумеркалося. Серо уж стало. Я иду – на плотке кто-то. Я говорю: ой. Я боялась – кто-то еще на плотках-та. Думала – тоже моет кто-то ково-то полощет. Подходить-то стала к самому ту – бульк в воду и всё, нет никого. Я то ли полоскать, то ли нет, напугалася. Ну все одно выполоскалась: не выполощу – мама наколотит. Дак я выполоскала. Пришла, говорю: «Мама, я как напугалась». – «Да всё кот ты напугалась!» - «Мама! Кто-то на плотках сидел». – «Да хто там тебе будет сидеть!» - «Мама, наверно русалка». – «Пфу! Каку-то еще русалку она!» Ну, вроде успокаивает меня, чтоб не пугалась. [Улыбается]. Вот – а это она сидела; кто больше в воду нырнет? […]. Космачём она сидела – но не видать уж, серо уж».

 

Информантка из д. Благовещенье вспоминает рассказ свекрови: «Я тоже пошла, говорит, до всхода солнца, говорит. Я, говорит, набрала воды, всё, говорит. Как я её не видела! Я, говорит, токо с ведрами – а у нас там Тугзак – он яры всё больше. Она, говорит, на яру, говорит, сидит, говорит, это, тоже волос, говорит, расчёсывает. Я, говорит, как взглянула, говорит, на неё – у меня ведры, говорит уп-пали с водой. А она только нырк, говорит, в воду – и ушла. Я, говорит, не помню как выскочила – и с тех пор, говорит, я больше ни с роду не хожу рано, говорит – я так напугалась русалки».

 

Как правило, русалка сидит на плотках (мостках) около деревенского озерка, однако иногда ее замечают на болоте.

 

«Дедушка Зубков рассказывал: «Мы в поле с лошадями были, тут болотина была. А над болотиной-то – крива-ая берёза. Мы ш ё на ей ещё садилися. Тут побежали рядом искупаться, залезли в озеро-то, глядим – кто-то сидит на берёзе. Мы подальше отбежали, вылезли, смотрим: бах! в болото – мы узнали, что это русалка». [Смеется]».

 

Иногда рассказ о встрече с русалкой сводится к одной фразе: «Дядя Витя рассказывал […] русалка на плотках чесала волосы». Или: «Дядя Игнат тоже видел русалку. Он ее спугнул – она и в воду».

 

Сидя у воды, русалка расчесывает волосы – «только гребень трышшит». Соответственно, заметное место в рассказах о русалках занимает русалочий гребень.

 

«Было такой случай – что одна женщина пришла к озеру, на плотик, набрать воды – и вдруг, говорит, гляжу – там сидит женщина и чешет голову, волос длинный очень. И только к ней подходить – она бултых в воду, а гребешок оставила. Она взяла этот гребешок, домой принесла – она ночью к ней пришла, и стучит в окно, и кричит: «Отдай мой гребешок». Но она еще не отдала ей в тот день, на следующий день она опять пришла: «Отдай мой гребешок, а то тебе будет беда». И она пришла и положила гребешок, и всё ждала, когда она придёт за этим гребешком. И так она ее дождаться не могла. «Вижу – вроде волны, волны – а волнение или от ветра, или от чего». Но потом гребешка не стало».

 

«Вот тут у нас не так далёко, где Вася-та Багуёв жил. Тут старики жили и девка у них была. Я знаю девку-то хорошо, забыл только звать как. Красивая деваха была. Пошла по воду – гребень лежит на плотках. А ну вот его – она притащила домой. Русалка-то пришла в двенадцать часов, стукат в окошко. Отец там вышел в сани-то: «Кому там што надо?» - «Зачем мой гребень взяли? Ташыте давайте». Старик девку спрашивает: «Ты чево - гребень приташила русалкин, что ли?» - «Ну». – «На што?!» Тут старик ходил, унёс ей. <Соб.: А если бы ей не отдали гребень, что тогда?> А хто его знает. Не могу сказать. Ходила бы просила. Беспокоила».

 

Информантка из д. Утичье вспомнила, как однажды в компании некий мужчина 40-50 лет (рассказчица не смогла вспомнить его имени, он был из другого села) сказал, что недавно подобрал русалочий гребень. Это повлекло за собой определенные неприятности: «Один раз, говорит, шёл, тоже, гребешок тот у ей был – взял. И вот, говорит, щас сетки поставлю – она, говорит, видно сердится на меня: вот так вишь скрутит – рыба не попадает. Вот, я, говорит, рыболов и всё. А, говорит, ворожили у цыганки – что она меня туда затащит в озеро или чево. А цыганка сказала: нет, ты своей смертью умрешь, не утонешь. Вот тоже молоденький еще парень – с ём году так примерно моего может. […]. И смеётся – говорит, гребешок всё ещё у меня».

 

Как видно из приведенных отрывков, рассказы о русалочьем гребне сводятся к запрету на использование его людьми - гребень нельзя брать с собой, уносить с места, где он найден. Этот запрет приводил к определенной нормированности поведения. Огород информантки из д. Травяное выходил на озеро; неоднократно поутру она обнаруживала на мостках гребни, которые расценивала как русалочьи: «Я пришла полоскать рубахи. Стиралась как раз. […] Ой, да что тако… гребень. Столкнула в воду да и всё». Просьба описать внешний вид русалочьего гребня вызвала у информантки удивленное непонимание: что его описывать-то, гребень как гребень.

 

В целом рассказы о русалках создают следующий образ.

 

Русалка – это молодая женщина, иногда информанты подчеркивают ее красоту.

 

Наиболее характерная черта русалок – их длинные распущенные (часто говорят «косматые») волосы. Они могут быть блестящие, белые, «полосами - белая полоса, черная полоса».

 

Никто никогда самостоятельно не указывает – одета русалка или обнажена. Задав дополнительный вопрос, мы слышали неуверенные ответы: в рассказах эта деталь не упоминается, а те, кто видел русалку лично, как правило, видели ее в сумерках.

 

Дважды упоминалось о наличии у русалок рыбьего хвоста. В одном случае информант явно стремился разыграть нас; в другом случае хвост также был упомянут довольно неуверенно, в пылу спора. У нас создалось впечатление, что «хвостатость» русалок здесь – черта, привнесенная из литературы и изобразительного искусства.

 

В рассказах русалка либо безмолвна, либо разговаривает преимущественно при помощи отрывочных восклицательных реплик («Чур, ты мой!», «Куда плывёшь?!»). Одна из информанток высказала мнение, что русалка особым образом ухает: «Русалка как человек, ухает по-своему».

 

Вообще, образ русалки в рассказах довольно расплывчат: «Так ведь вот оно: всё чудно и нам не понятно. А русалок чё ит – видали, их раньше много видели – а никто не знает, какая она и чё». Часто это объясняют тем, что русалки близко к себе не подпускают («она не покажется – нырнёт, уйдёт и всё».), а встречи с ними происходят в сумерках (или поздно вечером, или рано утром).

 

Хотя русалка внешне и похожа на человека, но человеком она не считается; по мнению одной из информанток, это вообще «морско животное». Примечательно, что «снежный человек» в Белозерском районе, напротив, расценивается именно как человек (поэтому на него нельзя охотиться). В целом, по оценкам сельских жителей, русалка – это «нечиста сила».

 

Тон большинства сообщений о русалках – хотя и настороженный («не видал, не видал ни разу, дай бог не видать»), но в целом нейтральный: «Вот тако вот природоведение». Хотя эти существа и относятся к нечистой силе, но при встрече с человеком, как правило, не проявляют агрессии и вообще стараются уйти от контакта. При прослушивании магнитофонных записей мы обратили внимание, что многие информанты во время рассказа посмеивались, как если бы сообщали о каком-то забавном курьезе. Описание встречи с русалкой может выглядеть довольно обыденно: «Придут, коней поят, - она сидит».

 

Несмотря на внешнюю неагрессивность русалок, рассказы о них использовались (а, может быть, используются и сейчас) для запугивания детей: «Мы были еще в детстве маленькими, боялись вроде этих русалок, что какой-то страх наводили они на нас, эти русалки».

 

«Всё пугали нас русалками. Вот когда идёшь: приходи быстрее – от русалка вылезет, тебя… из речки такая дли-инная, волоса-а у ней. И она схватит и утащит. Вот мы только этого боялися – вот что пойдём к речке когда. Поздно идёшь: «Айдате, девчата, русалка щас вылезет из речки». А ещё вообще-то говорили, что у нас тут болота были – дак в эти болота-то говорили: «Айдате, здесь не одного уже затащили, айдате – нас затащат русалки». И бежим домой кричим: «Ой, боимся, айда-ате быстрее!» «Ма-ама! - кричим всё, - Русалка нас схватит».

 

Впрочем, боялись русалок не только дети, но и взрослые женщины:

 

«Ну раньше вот всё говорили, даже баба Дуня, наверно, рассказывала… Всё же говорили – если поздно женщины придут с покоса или куда – на плоту стираться все боялись, что стираться на плоту – что кто-то как-то под плотом, где-то всё как это. И булькало, и вроде какие-то переливы, это, непонятные голоса, и – боялись. Я помню, даже вот я вот, бабушка говорила: «Не ходи поздно у плотика, не ходи поздно у плотика». А что уж там у этого плотика могло быть. […] Женщины, говорят, убегали, и рубахи, половики бросали тут на плоту».

 

«А потом мамаша (свекровь – Д.Г.) – я к им вышла, к Овчинниковым, замуж (я молоденькая тоже вышла) – и рано за водой побегу: у нас же там раньше-то речка [неразб.]. И вот как чуть – ведра беру, эта… И мене потом мамаша говорит: Нина, говорит, ты зачем так рано ходишь за водой… Я говорю: ну дак некогда; а чё [неразб.]? Я, говорит, тоже, Нина, молоденькая ходила, а как увидела русалку – теперь с тех пор, говорит, не хожу на Тугзак рано».

 

 

 

Все приведенные выше сообщения «типичны» для данной местности: основные их положения с небольшими вариациями высказывались многими информантами.

Сообщения, приведенные ниже, напротив, «единичны», информация упоминалась одним информантом (изредка двумя).

Двое информантов говорили о том, что русалка способна предсказывать будущее:

 

«Бабушка рассказывала, что вся бытность была связана с русалками, они предсказывали судьбу. Бабушка вот рассказывала нам, она была грамотная, она сказительница была».

 

«Вот дед Зубков – Пенза – он оттуда вот был. […]. Он врал – дак я вру. Говорит, у него отец умер – русалку видел. Она, говорит, сидела… не знаю где там, на плотках ли на чём сидела… Он подходит – она говорит: «Чур, ты мой!». И, говорит, в воду булькнула. Ну, он, говорит, ещё матюком: «У-у, «твой»! Сама убежала! Боишься!» Ну и, говорит, потом пришёл да, грит, рассказывает матери-та, хозяйке-та. […]. Она говорит: «Ой, ба-атюшки. Да как страшно – говорят, русалку видеть нехорошо. Потому что или заболеешь, или умрешь, или чё. А она еще тебя и зачурала». А он […]: «Да мать её, я чё, зачурала, - говорит. – Убежала, всё равно лишь. Испугалась меня». А потом тут же, говорит, скорёшенько, ни с того, ни с сего: ой, ой – и умер. Не в этот день, погодя, но, говорит, скоро умер после этого. И когда, говорит, умирал […] сказал: «Вот и русалка зачурала». Дак это умер, а то говорят – утонет если русалка покажется – дак человек утонет. <Соб.: Считается плохое предзнаменование, да?> Да, да. Вот Нюрка Першина утонула. У нас девка – краси-ивая была девка. И вот все купались ничё, а она утонула. […]. Дак она тоже рассказывала своёму кавалеру. Говорит: «Я с покосу приехала – и, - говорит, - бегом в озеро. И, - говорит, - русалка сидела, и, - говорит, - рукой вот так мене махнула, и, - говорит, - в воду. Я, - говорит, - не знаю: умываться подходить, не знаю, нет. Подошла, умылася – и меня вот всю вот так чево-то страшно, - грит, - мне стало». Ну и нихто и ничё. Когда она умерла, Ванюшка-то рассказывал: «Она, - говорит, - мене вот чё говорила»».

 

Как мы уже говорили, «типичная» русалка Курганской области - молодая и достаточно привлекательная женщина с распущенными волосами. Нам довелось услышать всего два рассказа о русалках с «нетипичной» внешностью.

 

Так, информантка из д. Утичье шла на Пасху вечером мимо озера и увидела несколько в стороне от воды двух собак, стоящих на задних лапах, которые, заметив ее, бросились наперерез и нырнули в озеро. Информантка считает, что это были русалки. Причиной их появления она считает недостаточно благочестивое поведение на Пасху, участие в застолье: «На Пасху нельзя пировать, потому они и явились».

 

Пожилой мужчина из д. Благовещение описал русалку следующим образом: «Она была образ вроде как обезьяны, но это человек, была русалка. Лохматая, обросшая была. Голова обросшая». Примечательно, что присутствовавшая при разговоре жена информанта тут же привела более распространенное описание: «Не обезьяна. Красивая девушка, длинные волосы. […]. И хвост рыбий. Ну надо ж выдумал. У меня же рассказывала мамаша и дед рассказывал, и мама рассказывала». По-видимому (и это заметно по реакции людей, присутствовавших при разговоре) в образе «обезьяноподобной русалки» проявились черты еще одного популярного персонажа здешних быличек – «снежного человека».

 

В некоторых «нетипичных» сообщениях русалка выступает как вредоносный, злобный персонаж. Так, в д. Першино Белозерского р-на мы слышали историю о местной женщине, которая обронила в воду кольцо. Пожалев о пропаже, она вернулась на мостки и попыталась нашарить кольцо на дне, но русалка не дала ей этого сделать, оставив на руке глубокие следы от своих ногтей. Вообще, эта русалка была зла и опасна. Рассказывают, что в начале 1970-х годов она утопила женщину во время купания, а в то самое время, когда женщину несли на кладбище — утонул еще и парень. При этом у обоих на горле нашли следы двух русалочьих пальцев. На настоящий момент русалка в озере не живет; среди местных жителей бытует мнение, что с ее исчезновением озеро начало зарастать и покрываться тиной[36]. Помимо прочего, данное сообщение интересно тем, что русалка выступает здесь как хозяйка озера (по крайней мере, именно после ее исчезновения озеро зарастает). Это единственное сообщение в своем роде; хотя и встречаются рассказы об экстраординарных событиях, связанных с озерами (в них неожиданно прибывает вода, колдуны руководят уловом рыбы, спускаются, не замочившись, под воду к живущим там чертям), но с русалками эти события, как правило, не связываются.

 

Есть и сообщение, в котором русалка представлена податель благ, а именно - как даритель ценного предмета: «Потом еще она такая молва была. Якобы она давала человеку, если он что-то там – или нечаянно её возьмёт, или там что – она давала ему неразменный рубль».

 

Всего единожды мы слышали рассказ о том, как человек пытался поймать русалку: «Дед мой Милёхин ловил ее, русалку. […]. У деда у Милёхина была своя мельница на Тугзаке стояла. […]. Какие-то багаузы стояли, багаузы были очень глубокие, а вода же, мама говорит, была в речках чистая, рыбу всю было видать наскрозь. И вот дедушка пойдёт, говорит, в двенадцать часов смотреть, а она, говорит, выплывет русалка – и сидит волоса расчёсыват. А краси-ивая, говорит, красивая, волосы, говорит, белые у ней. Ну и, мама говорит, дедушка где-то услыхал, что если вот крестик на неё накинешь – и она не уйдёт в воду. […]. И в воду, она говорит, не уйдёт. Ну и вот, говорит, дедушка, говорит, встанет, говорит, ночью – и пойдёт с этим, говорит, крестиком. И, говорит, один раз он уже, говорит, потихоньку, всё уже затаил вот, близко, грит, к ей подошёл. Она, говорит, на багаузе сидела и, говорит, расчёсывала, говорит, волосы. Он, говорит, только на неё накидывать крестик, и она всё равно - вот какое у неё чутьё было - и ушла в воду. Вот. И, говорит, больше дедушка не стал ходить».

 

Единично и сообщение о том, что русалки умеют летать: «А мы раньше верили всё. Нам вот скажут […] что… вот русалки-то там: Вот там русалки летали». [Смеется]. Говорят: летали. Она вроде как летат, ловит маленьких-то. Вот мы всё боялися»[39].

 

Из общего ряда рассказов выбивается и следующее сообщение. Русалка здесь сама появляется перед человеком, пытается вступить с ним в контакт: «Муж поплыл в два часа ночи рыбу снять – мне надо было утром ехать рыбу продать (у меня лицензия – я торгую же). […]. Я жду-жду – нету-нету, нету-нету, нету-нету дома-то. Я дома же осталась. Жду, это, блины настряпала, чай скипятила – всё нету-нету Толи мне чё-то. Приходит весь мокрый. А говорю: «Анатолий, чево случилось?» Он говорит: «Я щас с лодки опрокинулся». – «Что случилося?» - «Какая-то женщина прям перед лодкой встала, - говорит, - Перед лодкой. Волосы дли-инные», - говорит. Маленькая вот… Ну, меньше его […] ростом. Волосы длинные, - говорит. - Прям перед лодкой встала и это она: «Куда плывёшь!?» - на него. Он даже рыбу с сетей не снял, понимаете. [Смеется]. Вот видите как случилось. Вот он в больнице в Шумихе у меня лежит. В тяжелом состоянии […] воды, в лёгкие попало […]. Перевернулся с лодки и всё – он онемел, понимаете. […] Вот он в больнице в Шумихе лежит – Трубин Анатолий мой, не поверите. На третьем этаже лежит».

 

Посетив эти места спустя год, я встретился с Анатолием Трубиным, и он охотно подтвердил правдивость данного рассказа. Односельчане заверили, что в дни, когда произошла та встреча с русалкой, он «не пил».

 

В следующем сообщении рассказ о русалке переходит в жанр анекдота:

 

«Шёл татарин как-то из [неразб.] вот здесь на Паске. Шел и кулыкал, кулыкал по-своему: «Думал что дошёл – тут русалка сидит, большой на перилах. […] Я, говорит, ей по-своему говорю: «Хмильнара, хмильнара», а она: «Смирно сижу, тебя не пропушшу». [Смеется вместе с женой]. Как сказал «Христос на воскрес» - она бух в воду, я бегом к бабушка Любава: «Бабушка Любава, ваш бог проворнее, наш нет». Щас пойду другая дорога». Было, было дело».

 

Курганская область находится на границе между лесной и степной зоной, между Россией и Казахстаном. Видимо поэтому здесь достаточно много фольклорных текстов об инородцах (в частности, татарах). Мы встречали сюжет о татарине, который, оказавшись в экстремальной ситуации, обращается за помощью попеременно к аллаху и христианским персонажам (Христу, св. Николаю), причем христианский покровитель оказывается сильнее. Рассказ о татарине, испугавшем русалку пасхальным приветствием, относится к этому же ряду.

 

В целом единичные сообщения не выходят за рамки восточнославянских представлений о русалках. Почти для всех упомянутых выше мотивов можно найти аналоги в быличках, записанных в других регионах России.

 

 

 

Как мы уже говорили, русалки относятся нашими информантами к категории «не людей», «нечистой силы». Они помещаются в локусе, непригодном для жизни человека: в озерных глубинах (не даром информанты неоднократно отмечали, что русалки появлялись на берегу близ особенно глубоких мест) и вообще «живут в глубоких озерах».

 

Рассуждая о русалках, местные жители часто отмечают, что они даны людям как искушение, соблазн (не даром рассказы о них одна из информанток назвала «блазнилами»). Поэтому, кстати, и уменьшилось число встреч с русалками в последние годы: люди стали недостаточно чисты, и потребность в их соблазнении отпала:

 

«Раньше всё больше деялось чем таперя. Раньше все веровали – ну и нечисть-то часто и подтыкала. А теперь все сами черти, никто ничё, все нечисти».

 

«В бога-то веровали – ну оно и блазнило. А сейчас мы все в чёрта, так ничего не кажется. Раньше-то всё было. Ну а щас мы к лешему-то не пристроилися, и к Богу-то никак (тоже ведь не веруем)».

 

Одна из рассказчиц закончила свое сообщение такими словами:

 

«Всего на свете много, и всё бывает – а мы ничего не понимаем. Когда вот в Бога не верят: «Бога нету! Чёрта нету! Сами мы черти, сами мы боги». Так и живём: никого не поймём – сами боги, сами черти. [Многозначительный смех]».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Когда 33-летняя жительница Австралии Hannah Fraser приходит на работу, то становится русалкой. Девушка с детства была увлечена русалками. С трех лет она рисовала их на бумаге, а в девять смастерила первый хвост из пластмассы. Hannah плавает в аквариуме с дельфинами и китами.Она может задерживать дыхание до 2-х минут.

 

http://www.mediaman.com.au/profiles/fraser2.html

 

http://www.moldavan.net/photo/20898-nastojashhaja-ru...

092779d08a762b0f01187e1d9438e13f.jpg.8e99632995464e8a6c243d38179d9c8d.jpg

09277c6f580982e1f977172cde4a999c.jpg.c5d6ee7eac8eab3395a24c604c35e44f.jpg

09277b13d99c3f9910176c790a83953a.jpg.b5a010ac4dae0171e4f9980ecd2008f0.jpg

0927df76b80e39c7800d3443cf93cbd6.jpg.a433215c48ad5319edb540e403cbe91b.jpg

11801081517536805835.jpg.a26cbacb05fbdf8e74879d77c581a7d2.jpg

10.Hannah-Fraser_Cebu-Coral-Swim-2006.jpg.01a967ab01ccad60df5798d1c290636e.jpg

5a982fd26b1a8_AustraliaOnlyResidentDugongsArriveSydneyRgpnVrh3-uAl.jpg.5638fd94581612bbe717531fca7183fb.jpg

5a982fd27d118_AustraliaOnlyResidentDugongsArriveSydney7nHNF9TMDEll.jpg.4cb256f78f003e388a2d07bfffd3bda7.jpg

1230123222_002.jpg.16abe90b594aaf7d3f1a0ca2e7bf73ee.jpg

0927dfb8767da75932e88e7646731f71.jpg.30ffecbe1352bd778dfa129752b86186.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В литературе есть прекрасная история о русалке, ставшая прототипом известнейшего мульта, - "Ундина". Автор Фридрих Де Ла Мотт Фуке.

Артур Рэкхэм создал известнейшие иллюстрации к этому произведению...

 

77159344_large_Undinae1ca6d9a6bb1.jpg

 

77159346_large_Undina847ce6d90bf6.jpg

 

77159347_large_Undina58113534c0e2.jpg

77159348_large_Undina_5a4ba5204933.jpg[/img]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек. Условия использования