Перейти к публикации
Ratatosk

ЮОН Константин Федорович

Рекомендованные сообщения

Юон происходил из семьи осевших в России швейцарцев, однако в истории живописи мало найдется столь «русских» художников, как он. Его старшие брат и сестра учились в консерватории и в доме часто устраивались музыкальные вечера, показы живых картин, собиравшие друзей, близких и соседей. Когда Константину было 7 лет, художник-любитель, бывший другом семьи, показал ему как смешивать краски и немного рассказал о перспективе. С тех пор будущий художник все свободное время проводит рисуя предметы быта и копируя картинки из иллюстрированных журналов. Как-то, уже будучи учеником училища, он срисовал из журнала картинку с видом восточного здания. Так как оригинал был черно-белым, Юон раскрасил свой вариант по своему разумению. Работа была показана преподавателю рисования в училище, и тот сказал: «По Верещагину, молодой человек, делаете!». О Верещагине Юон тогда не знал, и чтобы увидеть его картину отправился в Третьяковскую галерею. И встреча с работами великих художников окончательно решила его судьбу превратив хобби, в дело всей жизни.

 

Юон был участником обоих художественных обществ, в свое время определявших культурную жизнь страны – петербургского «Мира искусства» и московского «Союза русских художников». Но никогда не примыкал полностью ни к одному из них. Юон сам про себя говорил, что находится «между Москвой и Петербургом». Художник оберегал свое творческое Я от «калейдоскопа противоречивых влияний», совершая поездки по России, так называемое «прилепление» к чему-то прочному, настоящему. И результатом этих поездок стала, например, прочная связь с Троице-Сергиевой Лаврой. Особое место в жизни художника заняло подмосковное село Лигачево.

0_1.jpg.0499dedcc3a8ddf35b9c44dce65f749e.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лигачевский цикл

Особый пункт в жизни Юона. Здесь он нашел не только «свою» русскую природу, простую и трогательную, но и жену, обычную крестьянскую девушку.

 

Конец зимы. Полдень.

Мартовское солнце

Раскрытое окно

Августовский вечер (Последний луч)

Волшебница зима

Мельница. Октябрь

6.jpg.085ac35217754f8380683d9c9b61421b.jpg

7.jpg.4301a7d06030dcaae29f29346b893950.jpg

5.jpg.64dc3351570835c46359e6ecf364de8f.jpg

4.jpg.cedce9dcb258ca83c28166457529d423.jpg

2.thumb.jpg.b1cb62ac5095a105fc48d0bd47a5bb31.jpg

1.thumb.jpg.9d531ba8679f543ff0703860682d26c2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Белое

 

Юон совершенно не боялся белого цвета. Его зимние пейзажи утопают в искрящемся на солнце снеге. Добивался этого сияния Юон тончайшими градациями оттенков и зачастую совершенно импрессионистскими голубыми тенями.

Юон не был излишне консервативен и был в курсе новых веяний в искусстве и несомненно был знаком с опытами импрессионистов. Не перенимая их принципы полностью, оставаясь верным себе, он обогащал, свою манеру письма.

Особенно примечательна своим цветовыми и световыми качествами картина «Весенний вечер. Ростов Великий» (1906) (последняя). Художник добивается здесь поразительного сияния закатного неба, создавая лирический, надмирный образ монастыря.

9.jpg.c889be9c2b8fe899be20f91e225a1ee1.jpg

8_1.jpg.5df3e3860ddeed1c1736f19fb8789c7d.jpg

8.jpg.9ba15553f06f70115d25c4755c5d6d9e.jpg

6_2.jpg.b050a2663198e720f530c0edea81f72d.jpg

6_1.jpg.845b5cbcba1e143fb4d184480ef501b8.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Монастырская, церковная тема проходила яркой линией через все творчество Юона. Его первые шаги в «большом искусстве» были сделаны с акварелью «У Новодевичьего монастыря весной» 1900 года, ставшей первой работой художника, приобретенной Третьяковской галереей. Но ярчайшим ее выражением стали полотна Троицкого цикла.

 

Юон часто и подолгу жил в Сергиевом Посаде. Вспоминая о своем первом посещении Троице-Сергиевой Лавры, художник писал: «Я нашел все, о чем мог мечтать, что грезилось воображению: те красочные сочетания, ту насыщенную цветовую гамму, которая выражала русское народное эстетическое сознание с наибольшей яркостью. Там я увидел то, что так любил в полотнах Сурикова, Серова, Левитана… Поездки в новые города не мешали моим многократным возвращениям к этой народной жемчужине, неисчерпаемой по своим живописным и историко-бытовым богатствам».

 

У Новодевичьего монастыря весной

Троицкая лавра зимой 1910

Весна в Троице-Сергиевой лавре 1911

Вид Троицкой лавры 1916

Зима черные березы. Сергиев посад 1921

Купола и ласточки 1921

День благовещения 1922

15.jpg.6284c7737ae3df523ff8a0131ea3b710.jpg

14.thumb.jpg.3908ec1ded90e031b2b0a28f570f5809.jpg

13.thumb.jpg.f84165437cca7a92a5401fad99e2206e.jpg

12.jpg.0bcd1ecef85032e782a100775717ebc0.jpg

11.jpg.e8a05357b415d7cb5156a7ee328da4c6.jpg

10.thumb.jpg.1e978bc07336548dd39d03cff12bfe35.jpg

9_1.jpg.a253030b90ceb3d01ba750d80a277581.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Юон был достаточно многогранен как художник.

Во времена ученичества Юон, как и остальные ученики Московского училища испытали на себе «искушение» полотнами привезенными Борисовым-Мусатовым из Парижа, а позже уже по окончании Училища некоторое время состоял в своеобразной «коровинской коммуне», где успел испытать влияние «коровинского испрессионизма». Исследователи вообще говорят, что в начале своего творческого пути Юон был отчасти импрессионистом. И ставят главным доказательством полотно 1907 года «Голубой куст» - действительно вполне себе импрессионистическое. Но надо сказать, что Юон быстро отошел от этой манеры, найдя без особых мучений и исканий свой стиль – по выражению Бенуа «здорового и бодрого реализма».

 

В 1909 году Юон создал серию работ, получивших название «Ноктюрны» и изображавших ночную Москву. Это не вполне типичный Юон. Скорее эти работы можно было бы приписать позднему Сапунову, работавшему в то время на чем-то похожим.

 

Но самой яркой из нетипичных картин является «Новая планета» 1921 года. Наряду с «Большевиком» Кустодиева, она считается значительнейшим раннесоветским полотном. Картина явилась своего рода побочным продуктом в работе над занавесом. Юон хотел создать монументальный образ нового мира. И «Новая планета» как раз являет поиском этого образа.

Любопытно, что этак картина, совершенно не характеризуя творчество Юона в целом, является одной из самых известных его работ. «Новая планета» принадлежит к редким случаям обращения Юона к «символистской» тематике, наравне с графической серией «Сотворение мира» (Адам и Ева, Царство растительности, Царство животных).

 

Голубой куст

из серии «Ноктюрны»

Новая планета

Адам и Ева

Царство растительности

Царство животных

19_2.thumb.jpg.fa5ccb972f16bffad97a8258cb0c9ce0.jpg

19_1.thumb.jpg.f2fbaf2e4e8d81910175d3a8ce665c64.jpg

19.jpg.7471954071c4e4ba8842b5539d5ffb5f.jpg

18.thumb.jpg.9580db6af7e89f91a40da8277ed57b66.jpg

17.jpg.98f4f75bc00e022406c3de2a61556900.jpg

16.jpg.90e500eea32a28d1cf80398ff48d1262.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Новая жизнь.

Юон удивительно органично вписался в новую действительность, без видимых надломов. Его картины 1920-50х одно из наиболее симпатичных художественных явлений того времени. При этом художник остался верен себе, не впадая в нарочито-приподнятый настрой и натужный соцреализм. Картины его этого периода, как и все творчество в целом, наполнены той бодростью и здоровостью, о которой писал Бенуа, проникнуты жизнерадосностью.

 

При этом Юон не был слепо лоялен Советам. Свои мысли он выражал так: «Искусство впервые без всяких оснований оказалось поделенным не на хорошее и плохое, как это было до сих пор, а лишь на правое и левое, как бы независимо от своих достоинств».

 

Утро индустриальной Москвы 1949

Советские искусствоведы оценивали эту картину в «героическом ключе» - под светлеющим утренним небом расстилается город нового времени – с заводами, трубами, с собирающимися идти на работу молодыми строителями коммунизма. Однако стоит немного стряхнуть такое восприятие и выступает совершенно иное. Выступает Брейгель (Охотники на снегу), Пюви де Шаванн (Зима). И именно это сообщает картине то ощущение «благородности», а не дешевого оптимизма и пропаганды.

 

Вузовцы

Комсомолки

Молодые. Смех

Утро индустриальной Москвы

23.thumb.jpg.825f66fccf1d6a02ea7166b156c39e0d.jpg

22.thumb.jpg.64a2bef8e1c8d13b3f6f4e2c340b0dba.jpg

21.jpeg.e311ec058293eed84873ff3e17d9e71f.jpeg

20.jpg.999f6eb92692fed7e3e499103d657450.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Юон стремился запечатлеть уходящее время (те же работы троицкого цикла).

При этом частво звучит тема сопоставления мощной, спокойной и величественной старой архитектуры и суетой повседневной жизни, как в работе "Москворецкий мост. Старая Москва" 1911 года.

 

Юон трижды писал парад на Красной площади.

 

"Парад на Красной площади 1942" последняя картина «парадного цикла», самая известная и наиболее удачная. Сам он так вспоминал о работе над ней: «На картине моей изображены заснеженные войска Красной Армии 7 ноября 1941 года – в тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной». Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем воисковых частей в глуби пространства».

 

 

Москворецкий мост. Старая Москва

Парад Красной армии

Парад на Красной площади 1942

26.jpg.7d56bef33e663778c9bce087a84c5584.jpg

25.jpg.cab0f9b4ceff8639e3ead7ea3c07791b.jpg

24.thumb.jpg.68c81054d6f6bf4462f5a1ea61522664.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несмотря на наличие вполне конъюнктурных вещей, есть в творчестве Юона что-то очень родное и близкое.

Возможно это сияющее, "умытое" небо над золотыми куполами?

 

 

 

 

p.s. материал тащила отовсюду :) некоторые катринки по качеству оставляют желать много лучшего - сорри, пришлось сканировать :oops:

28.jpg.a0c80188632fe2e60487bb2989d9b270.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Замечательная статья!

 

Спасибо, Ratatosk !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Matata, спасибо!)

я рада, что понравилось)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, просто супер, видел многие картины раньше, теперь знаю, кто их автор). Замечательный художник, спасибо....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Типичный эдакий советский индустриальный стиль середины века :) Больше всего порадовал, конечно, цикл Белое: снег очень приятно светится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за прекрасную статью. Меня заинтересовала серия "Ноктюрны". А сколько работ в этой серии и где они находятся? Я нашёл только представленную работу "Ночь на Тверском"- он в Русском музее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Условия использования