Jump to content
Sign in to follow this  
Matata

Искусство Тибета

Recommended Posts

Несколько общих слов об искусстве.

 

Ц. – Б. Бадмажапов

(«Иконография и искусство тибетского буддизма»)

Живопись «танка» выполняет медитативную функцию. Её иконография включает несколько уровней языка описания – в плане ритуала и в плане типологии формы.

Будда – мандала - визуализация достоинства Будды «Полный свет». В каждой мандале Будда занимает ритуально зафиксированный центр, а формы периферии представляют собой «отражения» или ореол сверкающих линий и контуров, удостоверяющие метафору «ясного света».

Мандала – «круг, диск», один из основных сакральных символов буддизма, принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры.

- это наиболее характерная схема. Квадрат ориентирован по сторонам света, изнутри к каждой его стороне примыкает цвет, соответствующий северу – зелёный, востоку – белый, югу – жёлтый, западу – красный. Центр соотносится с голубым цветом, хотя обычно цвет мотивируется объектом, изображаемым в центре. Посередине каждой из сторон квадрата Т-образные врата, продолжающиеся вовне. В центре внутреннего круга помещается объект поклонения – божество, его атрибут или символ.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной. Тогда внешний круг – вся вселенная в её целостности, стороны квадрата – пространственные координаты вселенной, внутренний, обычно восьмилепестковый, лотосообразный круг – «янтра» - женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала – ваджра.

В Тибете и Монголии мандала нередко рассматривается как место обитания божества или божеств. Согласно преданиям, Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, и которому приписывается создание первой мандалы, нуждаясь в божественной помощи, рисовал мандалу. Затем, вставал на 7-дневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и исполняло то, ради чего призывалось.

Получается, что мандала связана с вертикальным строением мира.

 

Тибетская танка 18 в. иллюстрирует иконографию «Трёх драгоценностей» - Чинтамани.

«Три Прибежища», или «Три Драгоценности» (рим-чхэн-гсум): Будда – Дхарма – Сангха, или Лама – Имам – Дакини.

«Зеркальность» нарисованной поверхности (ме-лонг) свитка делает возможной одновременность восприятия центра и периферии: фигур поклонения, ландшафта и т.д., насыщенности и разреженности декора, «развёртывания» и «свёртывания» пространства медитации, воссоздания и воспроизведения древнего стиля, тогда как скульптура пластична, «плотно - декоративна, густо сакрализована» (стр.199).

 

Скульптура, прежде всего, представлена в алтарных образцах, убранная блистающими одеждами и украшениями, вмещающая наподобие реликвария сложный субстрат («дхармы»), «приобретает значение ритуализированного этикета, когда присвоенный божеству цикл обрядов дополняется серией церемоний: приношений даров, пожертвований и т.д.

 

Е. И. Парнов

(«Проснись в фамагусте»)

(ИПК «Московская правда», 1992)

 

Чтобы бронзовая статуэтка божества стала «живым» образом, её наполняют благовонными травами, свитками с чудотворными формулами, иногда внутрь кладут драгоценные камни, а затем освящают посредством магических церемоний.

Share this post


Link to post
Share on other sites

«Жёлтая» религия Цзонхавы, почитавшая «живых богов», предполагала развитие портретной живописи, т.к. канонизировались и видные философы, и просветители, и высокие ламы, прославившиеся своими деяниями. В 17 веке был канон изображения причисленных к лику святых: правая рука в священной мудре, в левой – чаша, вдоль плеч поднимаются стебли лотоса и т.д.

Изображению глаз буддийский канон придавал особое значение. У милостивого божества они были похожи на лепесток лотоса, у гневающегося – почти круг. Ширина глаза дхармапалы по канону равнялась 10 ячменным зёрнам, у милостивого – 4 зёрнам. Длина глаза дхармапалы – 14 зёрен, у милостивого – 4 зёрна.

Милостивые божества изображались с нимбом из радуги и синего круга с золотыми лучами света, на лотосе, с книгой или другим предметом, символизирующим чистоту и мудрость буддийского учения. Они погружены в созерцание, с полузакрытыми глазами и лёгкой неземной улыбкой.

К 19 веку иконопись становится более пышной: золото и яркие краски подчёркивают величие ламаистских божеств. Чаще всего в это время заказываются изображения грозных дхармапал. Их изображали в танцующей позе, всеочищающий огонь заменял им нимб. Их атрибуты – черепа в гирляндах и короне, под ногой – попираемые грешники, в одной из рук – чаша с кровью.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скульптура, прежде всего, представлена в алтарных образцах, убранная блистающими одеждами и украшениями, вмещающая наподобие реликвария сложный субстрат («дхармы»), «приобретает значение ритуализированного этикета, когда присвоенный божеству цикл обрядов дополняется серией церемоний:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Sign in to follow this  

×

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue. Terms of Use