Перейти к публикации
Matata

Искусство Тибета

Рекомендованные сообщения

Несколько общих слов об искусстве.

 

Ц. – Б. Бадмажапов

(«Иконография и искусство тибетского буддизма»)

Живопись «танка» выполняет медитативную функцию. Её иконография включает несколько уровней языка описания – в плане ритуала и в плане типологии формы.

Будда – мандала - визуализация достоинства Будды «Полный свет». В каждой мандале Будда занимает ритуально зафиксированный центр, а формы периферии представляют собой «отражения» или ореол сверкающих линий и контуров, удостоверяющие метафору «ясного света».

Мандала – «круг, диск», один из основных сакральных символов буддизма, принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры.

- это наиболее характерная схема. Квадрат ориентирован по сторонам света, изнутри к каждой его стороне примыкает цвет, соответствующий северу – зелёный, востоку – белый, югу – жёлтый, западу – красный. Центр соотносится с голубым цветом, хотя обычно цвет мотивируется объектом, изображаемым в центре. Посередине каждой из сторон квадрата Т-образные врата, продолжающиеся вовне. В центре внутреннего круга помещается объект поклонения – божество, его атрибут или символ.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной. Тогда внешний круг – вся вселенная в её целостности, стороны квадрата – пространственные координаты вселенной, внутренний, обычно восьмилепестковый, лотосообразный круг – «янтра» - женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала – ваджра.

В Тибете и Монголии мандала нередко рассматривается как место обитания божества или божеств. Согласно преданиям, Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, и которому приписывается создание первой мандалы, нуждаясь в божественной помощи, рисовал мандалу. Затем, вставал на 7-дневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и исполняло то, ради чего призывалось.

Получается, что мандала связана с вертикальным строением мира.

 

Тибетская танка 18 в. иллюстрирует иконографию «Трёх драгоценностей» - Чинтамани.

«Три Прибежища», или «Три Драгоценности» (рим-чхэн-гсум): Будда – Дхарма – Сангха, или Лама – Имам – Дакини.

«Зеркальность» нарисованной поверхности (ме-лонг) свитка делает возможной одновременность восприятия центра и периферии: фигур поклонения, ландшафта и т.д., насыщенности и разреженности декора, «развёртывания» и «свёртывания» пространства медитации, воссоздания и воспроизведения древнего стиля, тогда как скульптура пластична, «плотно - декоративна, густо сакрализована» (стр.199).

 

Скульптура, прежде всего, представлена в алтарных образцах, убранная блистающими одеждами и украшениями, вмещающая наподобие реликвария сложный субстрат («дхармы»), «приобретает значение ритуализированного этикета, когда присвоенный божеству цикл обрядов дополняется серией церемоний: приношений даров, пожертвований и т.д.

 

Е. И. Парнов

(«Проснись в фамагусте»)

(ИПК «Московская правда», 1992)

 

Чтобы бронзовая статуэтка божества стала «живым» образом, её наполняют благовонными травами, свитками с чудотворными формулами, иногда внутрь кладут драгоценные камни, а затем освящают посредством магических церемоний.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«Жёлтая» религия Цзонхавы, почитавшая «живых богов», предполагала развитие портретной живописи, т.к. канонизировались и видные философы, и просветители, и высокие ламы, прославившиеся своими деяниями. В 17 веке был канон изображения причисленных к лику святых: правая рука в священной мудре, в левой – чаша, вдоль плеч поднимаются стебли лотоса и т.д.

Изображению глаз буддийский канон придавал особое значение. У милостивого божества они были похожи на лепесток лотоса, у гневающегося – почти круг. Ширина глаза дхармапалы по канону равнялась 10 ячменным зёрнам, у милостивого – 4 зёрнам. Длина глаза дхармапалы – 14 зёрен, у милостивого – 4 зёрна.

Милостивые божества изображались с нимбом из радуги и синего круга с золотыми лучами света, на лотосе, с книгой или другим предметом, символизирующим чистоту и мудрость буддийского учения. Они погружены в созерцание, с полузакрытыми глазами и лёгкой неземной улыбкой.

К 19 веку иконопись становится более пышной: золото и яркие краски подчёркивают величие ламаистских божеств. Чаще всего в это время заказываются изображения грозных дхармапал. Их изображали в танцующей позе, всеочищающий огонь заменял им нимб. Их атрибуты – черепа в гирляндах и короне, под ногой – попираемые грешники, в одной из рук – чаша с кровью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скульптура, прежде всего, представлена в алтарных образцах, убранная блистающими одеждами и украшениями, вмещающая наподобие реликвария сложный субстрат («дхармы»), «приобретает значение ритуализированного этикета, когда присвоенный божеству цикл обрядов дополняется серией церемоний:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Условия использования