Jump to content

Recommended Posts

Окимоно́ (яп. 置き物, 置物, букв. «вещь для того чтобы ставить [на обозрение]»; «резная фигурка») — произведение японского декоративно-прикладного искусства, предназначенная для украшения интерьера. Исторически термином окимоно обозначались небольшие скульптуры или декоративные объекты, располагаемые в токонома (ниша) традиционного японского жилища. В традиционном европейском понимании окимоно — это статуэтка.

 

Окимоно как вид миниатюрной пластики, предназначенной для украшения жилья, получили распространение приблизительно в XVI веке, когда в архитектуре жилища становится принятым устройство специальной ниши (токонома), в которой помещали красивый свиток, икебану или маленькие статуэтки Будд и Бодхисаттв. Со временем сюжетно-тематический репертуар миниатюрной пластики расширился, и уже в гравюрах эпохи Эдо (1603—1866) можно видеть в качестве окимоно фигурки святых, монахов, животных шестидесятеричного цикла, семи божеств счастья. Такие фигурки приобретались не только с целью привлечь удачу, но и на память о паломничестве в отдаленный храм, и в качестве подарка, и просто ради украшения интерьера.

 

После революции Мэйдзи (1866—1869) Япония, вступив на путь модернизации, принимает участие во Всемирных промышленных выставках. На всемирной выставке в Вене среди предметов, представляющих достижения, культурные традиции и ремесла страны были окимоно, вырезанные из слоновой кости. Учитывая масштабы выставочного зала, японские резчики увеличили размер статуэток. Так появился тот вид окимоно, который стал предметом коллекционирования на Западе.

 

Реформы Мэйдзи, установившие европейское платье в качестве официальной одежды, обессмыслили изготовление нэцкэ. Резчики обратились к окимоно, на которые после ряда Всемирных выставок повысился спрос на арт-рынках Европы и США. Интерес европейцев к миниатюрной пластике определил новые требования к скульптуркам из кости, предназначавшимся теперь для украшения европейских интерьеров. Размеры окимоно стали значительно больше (от 20 до 50 см), поверхность их тщательно обрабатывалась, а главное — к европейскому зрителю требовалось обращаться на понятном ему пластическом языке. Так возник феномен японского реализма, в русле которого работали мастера окимоно. Японские сюжеты находили воплощение в достоверных, поражающих тщательностью моделировки формы, статуэтках. Пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков, японские резчики освоили за десятилетия.

 

В течение ХХ века в связи с мировыми войнами, экономическими кризисами и запретом на добычу слоновой кости количество мастеров-резчиков резко сократилось. Высокая себестоимость работ (для изготовления одной фигурки требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет) сделала невозможной продажу на внутреннем рынке. Переориентация исключительно на экспорт привела к снижению художественного уровня окимоно: повторялись модели, ухудшилось пластическое свойство объектов.

d3584ba563936d467b0933337d3_prev.jpg.ca2171fce5af07d6301cd63db6d5d69f.jpg

ac175346c2d89aff67b29cedb84.jpg.9370877fc85ae38d31879f714be48d94.jpg

652665aba71a2e31b2be44be880_prev.jpg.6ca75a487948e91b7ee8086c70ff1f2d.jpg

8807b6b41cab5daf7e9ef00bc1b.jpg.98157d184368fddc8895ebc90754d906.jpg

22f68410b4285c983a652eb8f06.jpg.cf30094eef8485d8ee2917a9b68c2acf.jpg

8fa650896d048d3d602e5551822_prev.jpg.0f66d36e8a19579f2fe894f062a189b1.jpg

7c75a9bec1542745cebe127bff9.jpg.4b6b384e6a33d45d474056c42ec4ccb0.jpg

7ac6f6dd7fb9b77133027c1ecfe.jpg.fa61755a50fc0bd941a904965b6b86bf.jpg

5f9eb39e3080ec7aef4e6b7b946_prev.jpg.ed9aab1bece863bbe567bdfa6f461bd2.jpg

4f002dc8708013c14be354dca28_prev.jpg.03cc6bcdf02c35cd6d0d8607f2065646.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

В основном окимоно изготавливаются из дерева, слоновой кости, бронзы, серебра. Нередки комбинации этих материалов. Для придания большего декоративного эффекта мастера использовали инкрустацию перламутром, эмалями, кораллом, использовали золотой лак. Наиболее ценными считаются изделия из слоновой кости, иногда тонированные раствором чая и украшенные гравированным орнаментом.

df8e48358f4d86dcfb50fbb027c_prev.jpg.86821ad51106f6ac372b162e0c21d838.jpg

d1fb5ce467f4d5e19f37f438d6e_prev.jpg.88b0f58e6efe4f4b16862790ad27b333.jpg

bcd477ec072cccf1effc340e466.jpg.9a24b19bc6a4327bf3bbe53305b203e0.jpg

bc82f30aeeae645dbbeed39fa88.jpg.2194656a77c00c3b6523f7b21f3bf94e.jpg

2106d9eb17ac83b82c5f32340d4.jpg.642cea0b10acda3b893acd5a4931c37f.jpg

11e8bb2556f23d5e31089b3ea27.jpg.66236036aed30f01f092046f4017ffbf.jpg

0_cf9f_a57fecb6_XL.thumb.jpg.84fb4b0156fd4da9cf4f994b9c940268.jpg

0_a99d_d1aeaec0_XL.thumb.jpg.02abe2e85bf628ccf11503f1809516e1.jpg

0_a99a_e7407686_XL.thumb.jpg.a9687dac7288036736ebcb237c7ad38b.jpg

0_10ca3_5579c7ee_-1-XL.thumb.jpg.74a063599e7812cb536cd80019f20672.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Окимоно и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам бывает похоже на нэцкэ, но в окимоно отсутствует отверстие для шнура, которое есть в нэцкэ. Примером традиционного окимоно может служить фигурка Дарума.

 

Кстати, именно форма Дарума послужила прототипом матрёшки.

JapaneseNestingDolls.jpg.d5ad372d3c3f6f564c0e70663e1abaac.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Резчиками окимоно чаще всего являлись мастера нэцкэ и скульпторы, специализировавшиеся на изготовлении статуй для буддийских храмов. Введение европейской одежды в качестве официальной и закрытие множества буддийских монастырей привело оставшихся без работы резчиков в ряды мастеров окимоно. Они привнесли в этот вид искусства и привычные сюжеты, модели, композиционные решения, приемы резьбы. С другой стороны, круг сюжетов определялся и спросом европейских покупателей.

Наиболее популярные сюжеты:

 

Боги, персонажи народных верований синто, фантастические существа (Семь богов счастья, черти, Тэннага и Асинага и т. д.).

Персонажи буддийского и лаосского пантеонов (Будда, Бодхисаттва Канон, архаты, сэннины).

Исторические персоны (Бодхидхарма, Конфуций, Ёсицунэ и Бэнкэй и т. д.).

Герои японских и китайских сказок и легенд (Момотаро, Урасима Таро, Чжун Куй и т. д.)

Крестьяне, рыбаки.

Музыканты, актеры, сарумаваси (дрессировщики обезьян), каллиграфы, художники, поэты.

Старики с детьми, женщины с детьми, игры детей.

Животные, птицы, насекомые, морская фауна.

845576976a52.thumb.jpg.f872c91047142e99bba8220ea52ad7d9.jpg

412336a77dc3.jpg.895c2d48490167b8127b6f450df257fc.jpg

6070bce392d5.jpg.fc6dcde2540f483d8e3151586a949c3e.jpg

133b76ea174d.thumb.jpg.89e0cccac645618968220dee5900f859.jpg

87d2bffccf47.thumb.jpg.abdbb0126610c8499dd5b090b120dcd1.jpg

40de8d57ce8b.jpg.0f8bde78419cf2e76b0913e770dc43f0.jpg

7a62e2b73bdd.jpg.132a49573c95caa8893238d452665376.jpg

6c74dfc44659.thumb.jpg.dafde2409a73a3da22047d23c144fe23.jpg

2e9efba26c50.thumb.jpg.e5920cc6e42b3a3469247fecb00de117.jpg

0a6ea0601b40.thumb.jpg.d9f7f5002123b278e0f55a1e60e114e5.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Расцвет декоративной пластики из кости связан с именами выдающихся мастеров, возглавивших токийскую школу в эпоху Мэйдзи. Среди них — Асахи Гёкудзан (1843—1923) и Исикава Комэй (1852—1913). Оба вышли из среды профессиональных резчиков, преподавали скульптуру в организованной по европейскому образцу Токийской академии художеств. Исикава Комэю было поручено возглавить направление скульптуры из кости при комитете, учрежденном японским императором. У Комэя было много учеников и последователей, о его вкладе в развитие скульптуры и признании на родине свидетельствует тот факт, что его работы регулярно экспонировались на всемирных выставках и в значительно большем количестве по сравнению с другими мастерами. Активное участие во Всемирных выставках также принимали Морино Корин, Удагава Кадзуо, Андо Рокудзан, Асахи Мэйдо и др.

ls_1241445210.jpg.0d62dfcafa463bd51449f23e0d802aa4.jpg

eb02ee881d98.jpg.8e3ddf97a199c59e7a043a0c9ed362ef.jpg

e8473a15fb77.jpg.900271d5e7c719dd1b5758416e4c4719.jpg

e1b58788adac.thumb.jpg.7a2521934d3445150c028442fd26b45a.jpg

caa99f210435.jpg.fd6a52f1ed74fd98d633df07d972ed19.jpg

c68969b8dcc6.jpg.c6a3ac4b5a15708634c165b4a4b85da7.jpg

aeea8421098e.thumb.jpg.fd20639a89cb242d9ba286f9ddc77186.jpg

aa6f02827e6e.jpg.40bb9c482406f5c7b0ea2323db29053b.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

На родине окимоно значительных музейных коллекций не сложилось. Некоторые произведения хранятся в Токийском национальном музее, галерее Сёто. Образцы окимоно находятся в музее города Токаяма (провинция Хида) и в частных коллекциях. Большая часть коллекций окимоно сформировалась за пределами Японии. Среди американских собраний следует отметить коллекции окимоно из кости в Антропологическом музее университета Миссури, группу деревянных окимоно в экспозиции музея Иллинойского университета, частную коллекцию промышленника Х. Дж. Хейнза. Окимоно представлены в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в собрании произведений эпохи Мэйдзи крупнейшего британского коллекционера Нассера Д. Халили. Среди крупных собраний окимоно в Германии специалисты отмечают коллекции Отто и Рат Шнейдман, Курта С. Эриха.

 

Отдельные экземпляры находятся в собраниях восточного искусства в музеях Восточной Европы: Национальном музее в Кракове (Польша), Государственном Эрмитаже (Россия), Музее западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко (Киев, Украина), Харьковского художественного музея (Украина), Музее восточных культур (Золочев, Украина), Одесском музее западного и восточного искусства (Украина). Одна из лучших частных коллекций окимоно в Европе принадлежит коллекционеру и меценату Александру Фельдману (Харьков, Украина) . Всего в ней насчитывается более 300 произведений миниатюрной пластики, в том числе высокохудожественные работы таких выдающихся японских резчиков, как Удагава Кадзуо, Исикава Комэй, Морино Корин, Андо Рокудзан, Канья Кунихару, Чикааки. Среди жемчужин этой коллекции — скульптуры «Мать, кормящая ребенка» Кадзуо (1900—1910), «Продавец цветов» Комэя (1900), «Цапли» Корина (1900). Работа Кадзуо экспонировалась на нескольких международных выставках и по праву снискала славу «японской мадонны». В образе молодой матери угадывается сходство со знаменитой мадонной Бенуа кисти Леонардо да Винчи. Мастер создал несколько ее вариантов — в бронзе (один из экземпляров находится в коллекции Нассера Д. Халили), в дереве и кости. Самой ценной, безусловно, является модель, вырезанная из слоновой кости, которая украшает коллекцию А. Фельдмана.

ls_1239917941.jpg.1346053ae477fad6af38320bdb288ddd.jpg

ls_1239917891.thumb.jpg.de4a5a008351e4fc3de4182390a7786e.jpg

ls_1239917869.jpg.5da82aba0f0bc9a431dd9dc7f70e89f7.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue. Terms of Use