Бесплатна только Indie-версия. Остальные платны.
Скажем, Pro-версия — $1500.
Да, качество так себе.
Нет, это даже не близко к максимальным возможностям.
Вообще, большинство проектов на Unity не впечатляют, включая официальные демо. По всей видимости, разработчики не считают это важным направлением, а серьёзных разработчиков пока очень мало (напомню, что версия под Win вышла всего полгода назад).
Это нормально. Чтобы что-то на что-то реагировало — надо описать поведение. Возможностей Unity для описания такого поведения достаточно.
http://unity3d.com/support/documentation/Components/Built-in%20Shader%20Guide.html
Здесь акцент на невозможность подключения внешних модулей или на перечень языков?
Если первое, то для indie-разработки это вполне гуманное ограничение.
Если второе, то C# по меньшей мере не уступает перечисленным ЯП.
Подозреваю, что попыток настраивать веса объектов и физические материалы не предпринималось. Если да, то с выводом вы очень поспешили.
Вернее, модифицированный Javascript. Для эскизов и обучения очень удобно. А так в основном кодят на C#. Эстетов на Boo (он также поддерживается) я не встречал.
Что вы собрались писать в консоли? Консоль предназначена для вывода отладочной информации. Наверное, вы говорите о чём-то другом, а не о консоли.
Переписывать движок можно в Source-лицензия. Не знаю точно цен, но думаю, что это около $20k.
А вот модифицировать редактор можно и в стандартных лицензиях. Neodrop этим весьма плодотворно занимается.
На самом деле, ни на что такое он не заточен.
Пока нашёл только:
http://www.arongranberg.com/
(покопайся — найдёшь Pathfinding. Там вроде бы две разные версии, я точно не знаю)
http://angryant.com/
(этот товарищ тоже что-то по AI делал)
============
Форум русского комьюнити:
http://unity3d.ru/distribution/index.php
Частичный перевод справки (~60%)
http://docs.unity3d.ru/Manual/index.html
Перевод урока:
http://unity3d.ru/distribution/viewtopic.php?f=11&t=753
Частичный перевод ещё одного урока:
http://unity3d.ru/distribution/viewtopic.php?f=11&t=781