Перейти к содержанию

Добро пожаловать в сообщество творческих людей - ARTTalk.ru!

Уважаемые пользователи, если вы были зарегистрированы ранее, вам необходимо пройти процедуру восстановления пароля с помощью адреса электронной почты.

Для новых пользователей доступна регистрация.

Тема для обсуждения новой версии сообщества.

Если возникают какие либо проблемы с восстановлением старого аккаунта, вы можете воспользоваться формой обратной связи.

Рекомендуемые сообщения

Готика– художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся во Франции 12 века и распространившийся по всей Европе в период позднего средневековья. Точнее это произошло 14 июля 1140 года, когда по указу настоятеля аббатства Сен-Дени началась перестройка монастырской церви с изпользованием новых архитектурных приёмов. Вслед за этим обширное строительство в новом русле охватило всю Францию: в 1150 - 1160-е годы началось возведение кафедральных соборов в Лане, Пуатье, Париже, Сансе, Нуайоне. За 100 лет было создано около 150 сооружений в новом стиле.

Термин «готика» произошёл от названия германского племён готов. Он зародился в эпоху Возрождения как отрицание средневекового искусства, являвшегося на взгляд той эпохи «варварским», или «готским».

Трудно согласиться с негативным отношением деятелей ренессанса к произведениям готического искусства. Огромные соборы, поражающие не только своей высотой (собор в Шартре - 37,2 м, в Бове - 47 м неф и башни - 153 м), но и протяжённостью (например, Шартрский имеет в длину 130 м, а в Бове - 150 м), благодаря изысканному декору с многочисленными остроконечными башенками, производят впечатление лёгкости.

Готическая архитектура в основе своей имеет каркас из столбов (пучок колонн) с опирающимися на них стрельчатыми арками и сводами. Именно эти остроконечные арки – нервюры - стали открытием архитекторов готического периода. Они позволили расширить и облегчить систему сводов. Однако, опираясь только с двух сторон на пучки столбов, нервюры требовали укрепления. Для этого была создана система бокового распора, состоящая из могучего столба – контрфорса и перекидной арки к нему – аркбутана. По этой конструкции, вынесенной за стены строения, легко определить готический храм.

Каркасная система позволила избавиться от массивных наружных стен. Пространство между контрфорсами стали заполнять сквозными галереями со статуями, аркадами, огромными окнами - витражами, с яркими чистыми цветами. Фома Аквинский, философ средневековья, отмечал: «мы называем красивыми те предметы, которые окрашены ярким цветом».

Основной декор собора сосредотачивался на его фасаде, в центре которого, обычно, находится круглое витражное окно – «готическая роза». Это символ Богоматери - "розы без шипов", символ вечной любви без преград и границ, побеждающей смерть. На фасаде роза - геометрическая фигура, а из храма она воспринимается бесплотным светом, озаряющим души пришедших к Богу.

Две высокие башни по бокам – беффруа – являлись дозорными.

Внутри соборы просторны, они рассчитаны были вмещать всё население средневекового города.

В основе плана готического собора - базилика в форме креста. На главной оси располагаются нефы ( от слова "Корабль"): один главый и самый высокий и 2, реже 4 боковых. Ближе к восточной части собора нефы пересекал трансепт, который и образует в плане крест, над центром которого (символически сердце Бога) располагалась башенка, а под полом в крипте колодец. Алтарь на Востоке в полукруглой апсиде. Это мсто, где рождатся Свет, где сияет Солнце Справедливости Христа.

Всё убранство собора в целом мыслилось как своеобразная энциклопедия знаний – «Библия для неграмотных». В каждом храме преобладает своя личная идея: Нотр-Дам посвящён Богоматери, Амьенский – мессианству, Реймский – французским королям, в Лане – наукам и свободным искусствам.

Помимо богословских и аллегорических образов в декоре готических соборов можно встретить персонажей, отображающих народные потешные представления: жонглёров, праздничные шествия и т.д. Нередки были сцены фривольного содержания, или прямая сатира на духовенство.

Скульптура готики не существует без архитектуры и преобладает над живописью. Она отражала всё, что интересовало людей той поры: «сплетали корону Господу из всех живых существ». Как пишет Н.А. Дмитриева: «Такое предельное напряжение душевной жизни, какое встречаем мы в готических фигурах и лицах, и не могло быть воплощено в границах классического вкуса, в категориях прекрасного равновесия и телесного совершенства. Смятенный и возмущённый дух беспощаден к своему телу (…) Герой средневекового искусства заглядывает в тёмные провалы бытия, созерцает бездны человеческого горя, мучительно размышляет, силится понять что-то (…) Готические художники знали не только пафос страданий – они умели передавать чувства сострадания, душевной близости, помогающие переносить невзгоды». («Краткая история искусств» 1988, с.161,163) Но даже самая одухотворённая скульптура готики являлась, прежде всего, частью архитектурного целого. Статуи фасадов с их удлинёнными пропорциями напоминают столбы и узкие тяги, между которыми стоят. А вот архитектурные детали, такие как пинакли (башенки с остроконечными пирамидками, украшенные крабами и флеронами – крестоцветами), в свою очередь напоминают скульптуру.

Цельный мир готического собора поражает и современников. По мере обхода его перед глазами возникают всё новые и новые картины, демонстрирующие мировоззрение людей, живших многие столетия назад.

 

Образец ранней готики - собор Нотр-Дам в Париже

6332e0f3a467.jpg

 

Интерьер Сен-Шапель в Париже

637195b87f59.jpg

 

Собор в Реймсе

149bbe26e68a.jpg

 

Собор в Бурже

6b84aba0a513.jpg

 

Витраж из собора в Шартре

0ae54acf7985.jpg

 

Обнаружила интересные статьи на тему готики в журнале "Челове без границ" (№6 за 2007).

Например, любопытно, что расположение наиболее крупных соборов на территории Франции (Париж, Руан, Шартр, Реймс, Амье) отражают расположение звёзд в созвездии Девы (по типу египетских пирамид и созвездия Ориона). Спике ( или Эпи по французски, что значит "колос") соответствует собор Нотр-Дам де л'Эпин.

 

Илья Барабаш пишет, что "корни готики уходят в учение Платона, Аммония Саккаса, Плотина, Прокла (...) Средневековье - гораздо более сложное, многомерное и даже более таинственное явление, чем пишут в школьных учебниках. И не такое уж мрачное (...) Готический собор - это чувственный, созерцаемый образ Божества, благодаря которому человек может ощущать и само Божество. Это образ Вселенной, пронизанной его светом".

 

Вадим Карелин замечает, что бурное строительство соборов в новом готическом стиле было возможно благодаря таинственному ордену Храма - тамплиерам. Они возникли ниоткуда и исчезли в никуда. Их миссией было - духовное возрождение. Возводя материальные храмы, они строили Храм Духа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

С днём архитектора!!!

 

 

 

7f28d5796ec5.jpg

 

Собор в Барселоне

 

 

 

9eff91b26da6.jpg

 

Собор в Реймсе

 

 

cbe10f8e67a6.jpg

 

Собор в Шартре

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

пасибищща! обожаю готику, Миланский самый крутой! 8)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Всегда пожалуйста, FedDark :)

 

Миланский - апогей готической архитектуры :happyjump:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня лежит толстенная книга - альбом по готике. Всё не хватает времени сканировать или сфотографировать.... Может на днях всё-таки смогу что-то интересное отцифровать....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
У меня лежит толстенная книга - альбом по готике. Всё не хватает времени сканировать или сфотографировать.... Может на днях всё-таки смогу что-то интересное отцифровать....

О! Это круто. У меня тоже книга есть толстенная.:)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Melentiev A, чувствую, что книга одна и таже :smile: :smile: :smile:

 

Сейчас выложу несколко фото интерьера......

 

 

 

Mia_Elena, Caldor, это только начало, "ягодки" впереди :Yahoo!:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

8-) отличные референсы этого стиля, спасибо! когда прийдёт время буду упорно изучать :o

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фото из книги The art of Gothic (1998 KONEMANN)

 

 

9d77ec96ce5f.jpg

d6021b869fd1.jpg

Paris, Ste- Chapelle -1246

 

 

2457544af8fd.jpg

Bugros Cathedral - 1221

 

083cd6b95220.jpg

Wells Cathedral - 1338

 

3aeaa20b7b16.jpg

Linkoln Cathedral - 1256-80

 

4418f44e38f7.jpg

Exeter Cathedral - 1310

 

23d8f7891696.jpg

Wells Cathedral - master William Joi - 1333

 

 

805e8b1d6447.jpg

Orleans, Cathedral of Ste.- Croix - 1287

 

6967ee41add8.jpg

Paris, Church of St.- Etienne - du - Mont 1492

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

:shock: нет слов, вот это навороты, готика рулит! + )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фото из книги The art of Gothic (1998 KONEMANN)

 

 

 

2a739555463f.jpg

 

fb2b595be00a.jpg

 

685586774bad.jpg

 

294f08d1aa1b.jpg

 

a311261217a7.jpg

 

c543f921cb3f.jpg

 

425eba623270.jpg

 

3d45565197fc.jpg

 

Вот где черпал вдохновение Гауди!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Matata :sm: :-)- спасибо, мне захотелось сразу зделать чтонибуть крутое и готичное)) ну прям ашь жжёт если бы не конкурс гонки.. ) всё после после,

И вобще вам большое спасибо, вы наполняете сайт таким ценым материалом, до которого лазить не всегда время находится, а тут бах и вот оно всё по полкам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ant3d, можно на ты?

 

Удачи в творчестве! :happyjump:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ant3d, да... ты прав. Matata просто незаменимый человек, который безвозмездно тоесть даром проделывает большую работу на благо и развитие, за что ей огромное спасибо

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

 

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае неправильного ошибке в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.

 

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

 

Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».

 

Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.

 

Конструктивные элементы

 

c989221fdb9e.jpg

 

Розетка — замковый камень нервюрного свода.

Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

 

 

262e1ca2814e.jpg

 

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

 

Предыстория его возникновения такова — сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.

 

Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).

 

 

Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т.н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами.

 

Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.

 

В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части.

 

http://ru.wikipedia.org/

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Готика во Франции

 

 

302d36cdf859.jpg

 

Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора (”деамбулаторием”), к которому примыкают радиальные капеллы (”венец капелл”). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (арк­бутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя “перспективными” порталами и узорным круглым окном (”розой”) в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аплегорические образы. Лучшие произведения готич пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

 

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с многочисленными витражами. С середины 13 в. величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

 

В конце 13 — начале 14 вв. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней (”пламенеющей”) готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки (”отели”) богатых горожан.

 

В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и поэолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

 

http://gothic4.info/istoria-gotika.html

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек. Условия использования