RIDDICK 7 Опубликовано: 3 марта 2010 Прошу прощения за столь длительный перерыв в занятиях... очень туго со временем последние месяцы. Подготовительный этап мы прошли, молодцы. (кто не прошел - не молодец. Читайте предыдущие темы). И на этом уроке переходим к рисованию по взрослому)) Тема урока: РИСУНОК ГОЛОВЫ В ОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, С РАЗНЫХ СТОРОН Задачи: Четыре рисунка. Срок выполнения каждого рисунка 1,5—2 часа. Материал — карандаш В этом задании вы должны познакомиться со строением и пропорциями головы, разобраться в том, как голова связана с шеей и плечевым поясом. Желательно в качестве модели выбрать мужчину, не старого, с сухощавым лицом, бритого и коротко остриженного или же с гладкой прической, под которой чувствовалась бы форма черепа. Прежде всего подумайте о таком освещении, которое помогло бы выявить характерные особенности формы головы вашего натурщика. Желательно, чтобы освещение было достаточно ярким, таким, чтобы освещенные части натуры четко отделялись от затемненных, и вместе с тем не слишком резким, чтобы и в тени ясно читались форма и строение частей головы. Обычно такого освещения удается достигнуть, если посадить модель на расстоянии 2—3 м от окна или от электрической лампочки так, чтобы свет падал на модель сбоку, немного спереди и сверху. Найдя место натурщика по отношению к источнику света, переходите к поискам такого положения головы модели, которое было бы жизненно, характерно для данного человека и при этом соответствовало бы задаче вашего рисунка, то есть помогало бы вам разобраться в строении формы головы. Фон выбирайте светлый, неяркий, без складок. Хорошо, например, поставить модель на фоне светлой стены без узоров. Попросите натурщика обнажить шею, чтобы была видна яремная ямка. Затем попросите его сесть прямо перед вами, свободно, так, как ему удобно, как он сел бы, если бы просто пришел с вами побеседовать. Об этом необходимо позаботиться, так как неудобная для натурщика поза неизбежно вызовет неестественное, напряженное положение головы. На рисунке получится не живой человек, а позирующая модель. Хорошо, если вам удастся заинтересовать натурщика разговором, задавать ему вопросы, все время не спуская с него глаз. Вы увидите, как, заинтересовавшись, слушая вас или рассказывая вам, он сам примет положение, вполне для него естественное и нужное вам для рисунка. Уловив позу натурщика, попросите его сохранить ее, запомнить, найти точку, к которой обращен взгляд. Затем найдите себе место, с которого наиболее ясно видны характерные особенности формы головы, шеи, плеч. Если у вас нет возможности передвигаться и выбирать разные точки зрения для рисунка, поверните натурщика вместе со стулом, однако так, чтобы сохранилось нужное вам положение головы и освещение. Избегайте на первых порах освещения сзади, так же как и резких поворотов головы. Лучше первый рисунок сделать в три четверти, ближе к фасу. Такая точка зрения даст возможность наиболее ясно рассмотреть строение форм головы. Не садитесь слишком близко к натурщику. Выберите место на расстоянии 2—3 м от модели, так, чтобы голова, шея, плечи и верхняя часть грудной клетки охватывались бы одним взглядом, смотрелись цельно. Возьмите лист бумаги не больше 40 см и не меньше 25 см по большой стороне. Выберите необходимый формат листа и намечайте рисунок легко, без нажима, еле прикасаясь карандашом к бумаге, пользуясь вспомогательными линиями построения. Прежде всего наметьте верхнюю границу головы, затем место для подбородка и яремной ямки, стараясь сразу схватить длину шеи по отношению к высоте головы. Наметьте далее левую и правую границы рисунка на листе. Можете для облегчения пользоваться видоискателем, который поможет вам решать задачи размещения рисунка. Далее ищите основные направления больших форм — шеи, всей головы, положение плеч относительно головы и шеи. Проследите, каким образом цилиндрообразная шея вставлена в плечевой пояс, как тяжелая округлая голова поставлена на шею. Старайтесь сразу, пусть еще в легких линиях, верно передать пропорции и основные формы модели. Ищите отношения высоты шеи к высоте, и ширине головы, ширину плеч по отношению к голове и шее. Найдите, где самое широкое место головы, как относится вся высота головы к самой широкой ее части,, где голова уже, как изогнута шея, какова форма черепной коробки вашего натурщика и каковы ее пропорции по отношению к лицевой части и т. д. Наметьте общий характер и место средней (профильной) линии головы, поперечной, охватывающей голову линии, проходящей через глаза и переносицу, а в поисках отношений между мозговой и лицевой частями найдите местоположение и общие пропорции ушей. Найдя направления и пропорции основных больших форм, переходите к разбору более мелких. Руководствуясь местоположением переносицы, найденным при помощи крестовины, определите лобные бугры в том месте, где фронтальная поверхность лба соприкасается с линией волос. Ищите далее места глазниц и круглые глазные яблоки в глазницах. Наметьте скулы и уши, следя за их местоположением по отношению к переносице и друг к другу, границу нижней поверхности носа, место и направление средней линии рта, границу подбородка. Обратите внимание на то, что симметричные формы располагаются в лице человека параллельно, строятся по сферической форме лица и подвергаются перспективным изменениям в зависимости от положения натуры и места, с которого вы рисуете. Намечая направления границы волос, глаз, ноздрей и губ, одновременно определяйте положение скул, челюстей, проверяйте местоположение каждой части головы по отношению ко всей ее форме, а также к переносице, к ушам и друг к другу, соединяя парные формы вспомогательными линиями. Не вдаваясь в детальную проработку форм, нанесите основные массы теней, все время проверяя отношения светлого и темного и следя за тем, как тональные отношения помогают вам выявить форму головы и положение ее частей в пространстве. Старайтесь при помощи тональных отношений показать, что выступающие формы идут вперед, а отступающие уходят в глубину. Найдите в натуре самый ближний к вам и самый удаленный план головы. В промежутке между ними будет располагаться весь объем головы со всеми ее крупными и мелкими частями. Над этим рисунком работайте один сеанс — 1,5—2 часа. Если вам удастся работать больше, чем два часа, надо использовать эту возможность и рисовать до тех пор; пока вы не почувствуете, что уже не можете двигать рисунок вперед, не вдаваясь в детали. За один сеанс нельзя, да и незачем прорабатывать рисунок до мелких деталей, поэтому ограничьтесь общим построением и обобщенным тональным решением основной большой формы. На следующем сеансе сделайте рисунок головы того же человека в профиль. Наблюдение головы в профиль дает возможность с наибольшей ясностью разобраться в пропорциях головы по отношению к шее и плечам, мозговой части черепа к лицевой. Профильная линия в данном случае наиболее четко выражена, хорошо видны положения всех частей относительно переносицы, ушей и друг друга. В течение следующих двух сеансов сделайте еще два рисунка головы: в фас и в три четверти с затылка. . В рисунках Репина, Врубеля и Серова видно, как без лишних подробностей строится рисунок головы человека в профиль и в 3/4. Ваши непродолжительные, рисунки могут быть еще более обобщенными, менее проработанными в смысле деталей. Нужно лишь добиться верного построения и выявления общего объема головы основными массами теней, которые можно не доводить до полной силы. Последовательность работы над рисунком головы Всякая работа в рисунке и в живописи с натуры или по памяти всегда ведется по единому принципу: от общего — к частному. Это значит, что сначала решаются общие, большие формы, определяются основные пропорции, основные отношения тона и цвета, а потом прорабатываются детали. Приступая к рисунку, следует прежде всего хорошенько, ознакомиться с моделью, рассмотреть ее как следует, понять строение ее форм и их характерные особенности. Для этого полезно, не торопясь, обойти вокруг модели, разглядывая ее с разных сторон. После того как сделана постановка, найдены необходимое освещение и точка зрения, нужно выбрать формат листа и разместить на нем рисунок. Наметив местоположение рисунка, начинаем очень легкими линиями строить общую форму модели: головы, шеи, плеч. Минуя мелкие детали, воздерживаясь пока от их уточнения, будем добиваться наибольшей точности в общем построении рисунка. Если смотреть на всю натуру сразу, стараясь увидеть ее целиком, то мелкие детали и не остановят вашего внимания. Следует помнить, что преждевременная разработка деталей мешает достигнуть цельности изображения. От точности построения основных форм зависит в большой степени успех дальнейшей работы, так как чем больше проработан рисунок, тем труднее исправлять допущенные вначале ошибки. Чтобы избегнуть такого положения, надо, принимаясь за рисунок, беспрестанно сравнивать размеры разных частей модели как между собой, так и по отношению к большой общей форме. Однако само собой разумеется, что, если ошибка построения замечена даже в конечной стадии проработки рисунка, нужно тем не менее стараться ее исправить. В быстром наброске, где основной задачей является выражение общего строения и положения головы, процесс построения и проверки всех пропорций чрезвычайно сокращается. Подробная проработка формы тоном заменяется обобщенным решением с выделением немногих деталей, наиболее характерных для головы данного человека. В длительном же рисунке, рассчитанном на несколько сеансов, не надо жалеть времени на более точное построение. Нужно стараться дольше вести работу общо, большими планами, очень легко нажимая на карандаш, чтобы не допускать преждевременной нагрузки рисунка деталями и излишней черноты. В процессе работы над построением начинает постепенно возникать тональное пока еще очень обобщенное решение формы в легких, не доведенных еще до полной силы тенях. С самого начала работы тоном необходимо заботиться о том, чтобы каждая тень, переданная в рисунке, большая или маленькая, темная или светлая, выражала объем головы и ее частей, чтобы каждый тон лежал на форме, а не вырывался из нее вперед и не проваливался в глубину, чтобы тон помогал выявлять строение модели, ее объемную форму, положение ее частей и их взаимную связь. Недостаточно сравнивать отдельные части модели и своего рисунка по силе тона, полагаясь на то, что при правильных тональных отношениях объем сам выявится и получит пространственное решение. Нужно все время следить за тем, насколько каждый тон выявляет форму и насколько правильно эта форма расположена в пространстве (что ближе, что дальше). Если, допустим, в рисунке головы в положении, близком к фасу, рисующий затемняет щеку, которая в натуре находится в тени, висок, ухо, он обязан тут же проверить, глядя на весь рисунок и сравнивая щеку с другими частями головы, помогла ли ему эта тень увести в глубину затененную часть, не кажется ли ухо, например, ближе носа, а висок ближе лба. Если эти условия решения формы в пространстве не соблюдены, то никакая детализация, никакая чистота и ловкость внешней технической отделки не могут спасти рисунок от явной неудачи. Необходимо понять, что линия, тон, а в живописи и цвет, все технические приемы — направление и густота штриха, фактура мазка — все это, в конечном счете, средства, с помощью которых в рисунке и в живописи выражаются реальные свойства натуры, и прежде всего ее объемная форма в пространстве. Нужно в течение всего процесса работы над рисунком ясно представлять себе всю форму головы, шеи и плеч, их невидимые с данного места части, а также чувствовать взаимосвязь больших и малых форм. Очень важно ясно понимать местоположение в пространстве каждой поверхности, ограничивающей замкнутый объем головы. От того, как повернута поверхность формы к источнику света и к вам, зависит в каждом данном случае и сила тона. Если что-нибудь остается для вас неясным, полезно еще раз обойти натурщика кругом и рассмотреть хорошенько форму. Тон лучше сначала прокладывать слабо, обобщенно решая тональные отношения. Постепенно, в процессе работы их можно детализировать, где нужно, усиливая тон. Начинающему художнику для постановки головы и фигуры лучше всего выбирать светлые нейтральные по цвету и гладкие фоны, чтобы они не отвлекали внимания своей сложностью, яркостью или пестротой от решения основных задач рисунка. Работу над фоном нужно вести параллельно с работой над основным предметом изображения. Не следует заканчивать какую-либо одну деталь, а затем переходить к другой. Нет смысла, например, разделывать до мельчайших подробностей и в полную силу глаза, если формы всей головы, скулы, лба, носа никак еще не решены, если они еще плоски. Бесполезно вырисовывать отверстия ноздрей, если никак не выражена форма носа. Разделывать деталь не существующей еще формы бессмысленно, потому что в таком случае вместо цельного объемно-пространственного изображения, в котором все формы взаимно связаны и обусловлены конструкцией модели, получится набор разрозненных деталей. Нужно стараться вести весь рисунок равномерно, гармонично, чтобы степень готовности каждой части была примерно одинакова, чтобы в любой момент работы вся форма головы смотрелась цельно. Выполнение этого условия дает возможность сравнивать рисунок с натурой, видеть свои ошибки и исправлять их. В процессе работы над длительным рисунком строение какой-нибудь части головы (например, глаза или уха) бывает не совсем ясно. Тогда полезно на 20—30 минут оторваться от своей работы, подойти к натуре поближе или зайти с другой стороны и сделать для изучения зарисовку необходимой детали на другом листке бумаги. Затем нужно вернуться на свое место и продолжать рисунок так, как видно со старого места. Вы увидите, что теперь вы больше будете понимать строение той детали, которая раньше была не совсем ясна. Не надо думать, что первоначальное общее построение рисунка, его тональное решение и проработка деталей — это три разных, отдельных, следующих друг за другом процесса работы. Наоборот, эти этапы неразрывно связаны между собой, и нельзя сказать, что с началом прокладки тсна кончается процесс построения, .а с началом проработки деталей кончаются поиски общего тонального решения. Вопросы построения вовсе не снимаются с нанесением первоначальной светотени, а подробная проработка форм должна вестись на основе точного построения детали по отношению ко всему остальному. Значит, возникшие на первом этапе задачи общего построения формы продолжают оставаться в полной силе до самого конца рисунка, но на последующих этапах работы найденное решение дополняется, обогащается постепенной детализацией форм посредством разработки тональных отношений. Просмотрев репродукции, вы можете легко убедиться, что в рисунке и в живописи человек изображается с разной степенью детализации. Никогда не следует из-за недостатка времени пропускать необходимый этап работы и сразу перескакивать к отделке деталей, когда общая форма еще не решена. Если нет возможности вести рисунок достаточно продолжительно, то не следует рассчитывать на очень детальную его проработку. Однако при любой длительности рисунка невозможно нарисовать все подробности, имеющиеся в натуре, да и не нужно. Сила художника не в протокольном изображении натуры и перечислении всех мелочей, а в умении увидеть в натуре главное, характерное, самое существенное, в умении выделить и показать это главное, подчинить ему все второстепенное, менее важное и отбросить все нехарактерное и случайное. Сходство с натурой, к которому, естественно, стремятся все художники-реалисты, как молодые, так и опытные, является результатом правильно понятого строения форм натуры, верного объемно-пространственного решения и сознательного активного отбора главного и отбрасывания всего случайного. Поэтому не следует ждать с самого начала занятий рисунком сходства с моделью (хотя стремление к нему вполне законно). Оно придет постепенно, по мере преодоления общих трудностей в работе. Вопрос об отборе главного, существенного, об отбрасывании случайного, нехарактерного — всегда является чрезвычайно важным для любого начинающего или опытного художника, для ученика или зрелого мастера в любой учебной или творческой работе, в рисунке, в живописи или композиции. Для рисунка головы человека, как и для любого другого рисунка, нельзя дать готовый рецепт, определяющий, что нужно в каждом конкретном случае оставлять и выделять, а что отбрасывать. То, что характерно и важно для головы ребенка, не является характерным для головы старого человека; то, что характерно для загорелого и обветренного лица моряка, нетипично для головы бледной городской девушки и т. д.. Кроме того, в разных условиях освещения и окружающей обстановки мы видим натуру то более, то менее подробно. Общие принципы, одинаково существенные во всяком изображении любого человека, которые никогда нельзя отбрасывать, можно свести к следующему: 1. Выбор положения натуры, ее наиболее выгодного освещения и точки зрения рисующего. 2. Целесообразное и выразительное размещение рисунка на листе. 3. Точность, пропорций, правильность построения, определяющие форму и индивидуальные характерные черты изображаемого человека. 4. Решение объемной формы и положения в пространстве ее основных масс и их частей в тональных отношениях. 5. Ясность анатомического строения головы. Связь ее с шеей, плечами и грудной клеткой, а также взаимосвязь более мелких частей, входящих в большую форму. 6. Правильная перспективная передача в рисунке данного положения (поворота или наклона) натуры и согласование каждой части с общим положением головы, шеи и плеч. 7. Разумный отбор деталей, нахождение точного места, формы и положения в пространстве каждой детали в общей форме; согласование каждой вводимой в рисунок детали с целым в тональных отношениях. Примеры работ по академическому рисунку можно посмотреть в этой теме. Спасибо авторам книги "Руководство для самодеятельных художников" Москва, 1961 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
RIDDICK 7 Опубликовано: 3 марта 2010 Ждем Ваши учебные работы в этой теме. Посмотрим, покритикуем Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Argon Ramirez 0 Опубликовано: 5 марта 2010 оо, Рид молодчина - такие темы создавать не то что полезно - необходимо! Жаль ни чего предоставить свое не получится наверно, за традиционку сяду через пол мес. где то... хотя... Постараемся, но в любом случае выложу, даж если не успею в срок И всех призываю к "карандашу и бумаге") на днях выложу как раз портретку старых мастеров, и не совсем старых - в теме по рисунку и живописи, так что образовываемся други |) Рид спасибо за текстовину - все оч. грамотно Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Thill 0 Опубликовано: 5 марта 2010 на днях выложу как раз портретку старых мастеров' date=' и не совсем старых - в теме по рисунку и живописи[/quote'] :Yahoo!: Дааааааааааа!!! Уже хочу!!! Люблю старые портреты, еще советского времени. Про старинные вообще молчу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Argon Ramirez 0 Опубликовано: 5 марта 2010 Thill не сомневаюсь) Особенно 14-16 век это да... Там правда ближе будет - академисты) так или и иначе будет на что посмотреть. Здесь, в этой ветке скорее всего начну ваять завтра -) Любовь к традиционному искусству овладевает все больше. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
IIID 0 Опубликовано: 7 марта 2010 Здравствуйте, Только присоединился к вашим урокам. У меня есть две учебные работы. Вторую нарисовал некоторое время назад, а первую сделал специально для этого урока. Портреты получились разные, хотя рисовал с одной и той же девушки, просто я еще учусь . Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
RIDDICK 7 Опубликовано: 14 марта 2010 IIID, хорошо что участвуешь Какие будут пожелания, так это по копировать схемы строения черепа, носа, губ, глаз. Тогда будешь чувствовать анатомию на автомате. А по поводу схожести-не переживай. Со временем это придет. Вот этот раздел пошерсти http://arttalk.ru/forum/viewforum.php?f=253 ;-) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Argon Ramirez 0 Опубликовано: 15 марта 2010 Что то никто не возжелал по мимо IIID порисовать. Жаль. Все в конкурсы ушли. Еще хочется посоветовать не стремиться к похожести, более конструктивно работать, массивами, и обрубовкой, вырисовывать волосинки, и блички пока вообще не стоит - более обобщенно смотреть на модель. Рид дал ссылку, там инфы море просто по этому делу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
cheshirskaya 0 Опубликовано: 15 марта 2010 эх, я рисовала, да только пока фигня получается... накупила бумаги, так что буду дальше тренироватся и когда более-менее получатся начнет, то выложу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Conso 0 Опубликовано: 14 марта 2011 А пятого урока не будет вообще? ((( Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
mESSiAh 0 Опубликовано: 15 марта 2011 Рисовал как-то в качестве тренировки с натуры, 3-4 часа, но до конца так и не добил, т.к. есть небольшие косяки в передаче объема и по-мелочам, которые перерисовывать уже просто не хотелось, да и освещение не очень удачное было (на кухне рисовал |) ) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
RIDDICK 7 Опубликовано: 15 марта 2011 А пятого урока не будет вообще? ((( Обязательно будет, чуть позже. Сейчас у меня очень много вопросов, которые нужно решить по сайту. Как только будет свободное время - опубликую след. урок. mESSiAh, очень даже Хорошо нос построил Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Conso 0 Опубликовано: 15 марта 2011 RIDDICK Было бы очень круто. Мало такого отличного материала. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
dpgg 0 Опубликовано: 6 ноября 2012 Как всегда моя крабская штриховка убила весь рисунок, плак плак Эта боязнь покраски еще с детства, карандашом нормально, стоит покрасить и- Ооо ужаас Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах