Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 Искусство есть плод воображения, и те, кто любит искусство, любят его потому, что картина возбуждает их воображение и заставляет мыслить. И вот почему искусство возвышает разум. Лоренс Альма-Тадема Альма-Тадема – один из самых знаменитых мастеров исторической живописи в европейском искусстве. Ему как никому другому удалось воплотить представления о благополучном прошлом, о сказочной гармоничной жизни, лишенной войн и общественных потрясений. Лоренс родился в маленькой голландской деревне Дронрип семье нотариуса Питера Тадемы. После смерти отца в 1840 году воспитанием мальчика занималась мать, она желала для Лоренса карьеры нотариуса и определила его в гимназию а Леувардене. Там любимым предметом будущего художника стала история. Лоренс рисовал с натуры все, что его окружало, руководствуясь советами, изложенными в книге Леонардо да Винчи, адресованной начинающим художникам. Напряженные занятия привели к такому сильному переутомлению, что врачи стали опасаться за жизнь Лоренса. Боясь за сына, мать согласилась с его желанием стать художником. В 1851 году Лоренс поступил в Академию художеств в Антверпене. Примечательно, что уже на самом раннем этапе творчества Тадема нумеровал свои работы (римскими цифрами), что характеризовало его как весьма честолюбивого человека. Так автопортрет 1851 года был помечен «opus II» (метку «opus I», по-видимому, имел портрет сестры, написанный ранее), а последняя картина художника «Прекрасное цветение» 1911 года имело номер «opus CCCCIX» . Рисунки помечались иначе «portfolio N». С первой половины 1860-х годов художник стал называть себя Альма Тадемой, желая, чтобы в каталогах выставок его фамилия была в начале списка, полагая, что это привлечет больше внимания к его творчеству. А по воле критиков фамилия стала писаться через дефис. Честолюбие Тадемы искупалось несомненным талантом и потрясающим трудолюбием. Художник был щепетилен к стремился максимальной достоверности. В 1856 году он покинул Академию и под влиянием профессора археологии и эксперта по историческим костюмам Луи Тае начал серьезно изучать историю и архитектуру древних цивилизаций. Сюжеты для картин он стал черпать в литературе, в истории Меровингов, первой королевской династии во Франкском государстве. И вместе с тем Тадема не ставил себе задачей изображения исторических конфликтов. Ему гораздо интереснее были архитектура, обстановка и яркие костюмы. Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 В 1861 году Альма-Тадема написал картину, принесшую ему известность. «Воспитание детей Хлодвига». В целом будничный сюжет, представлен так основательно и достоверно, что казалось, будто от меткости детей зависит судьба государства. В 1862 году художник получил за нее свою первую золотую медаль. В картинах Альма-Тадемы нет ни войн, ни жестокости, свойственных Средневековью. Он воплотил не столько саму историю, сколько отдельные, чаще всего праздничные события, порой лишь отдаленно напоминающие реальность. Художник находил в истории только хорошее, отвечающее скорее его фантазиям, нежели правде жизни. С одной стороны такой подход обеднял историю, с другой поддерживал к ней интерес, поскольку зрителей привлекали сказочные, роскошные, полные гармони полотна, показывавшие идеальный, прекрасный мир прошлого. Тадема увлекался и Египтом. Картина «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад» 1863 года имела большой успех на выставке в Брюсселе. Год спустя Тадема немного переписал ее и послал в парижский Салон под название «Восемнадцатая династия», где получил за нее золотую медаль. В 1865 написана еще одна «египетская» картина «Игра в шахматы». Обе картины показывают какие средства выразительности искал художник для исторической живописи: коричневый колорит, изображение людей в интерьере, интерес к эффектам яркого солнечного света, проникающего в сумрачное помещение – приемы типичные для голландской жанровой живописи 17 века. И это не случайно – Тадема самостоятельно изучал творчество голландских мастеров и, особенно, Питера де Хооха. Возможно, этот интерес был вызван стремление искусственно «состарить» картину, сделав ее похожей на классические образцы. О том насколько Лоренс прорабатывал и продумывал свои картины говорит высказывание одного из ученых-египтологов, так оценившего творчество Тадемы: «Эти картины говорят знатокам много такого, чего не может понять непосвященный. Это – настоящее воскрешение египетской жизни. В них нет ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов. Здесь все верно». Фауст и Маргарита 1857 Воспитание детей Хлодвига 1861 Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад 1863 Игра в шахматы 1865 Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 В 1863 году Альма-Тадема женился. Молодые провели свой медовый месяц во Флоренции и Риме. Примерно с этого времени художник интересуется античностью. Он побывал на раскопках Помпеи и Геркуланума. И увлекся этим настолько, что стал жадно изучать развалины храмов, форума, театра, одеона и амфитеатра, познакомился с обычаями и обрядами от жертвоприношения до праздника сбора урожая, изучал костюмы. К этому же времени у него возник интерес к цветам, ведь в древности существовал даже язык цветов – язык символов. История Древнего мира под кистью Альтмы-Тадемы из истории завоеваний, восстаний, походов, превращается в историю культуры. Фидий и фриз Парфенона. Афины 1868 Пиррический танец 1869 Праздник сбора винограда 1870 Иосиф, надзиратель зернохранилищ фараона 1874 Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 Аудиенция у Агриппы 1875 После Аудиенции 1879 Антоний и Клеопатра 1883 Триумф Тита 1885 Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 В 1888 году на выставке Королевской Академии уже известный и пользующийся популярностью художник представил одну из знаменитейших в последствии своих картин «Розы Гелиогабалуса». Гелиогабалусом именовали римского императора Марка Антония Аурелия. Марк Антоний слыл в Риме распутником и устроителем празднеств-оргий в честь бога солнца, которому поклонялся. На одном из таких мероприятий сумасбродный император решил задушить своих гостей тоннами цветочных лепестков, которые лежали на навесе над залом. Когда навес был развязан и цветы рухнули вниз, гости задохнулись под этим «дождем». На картине Альма-Тадема изобразил Гелиогабалуса вместе с матерью и фаворитами, сидящими за столом и наблюдающими за удавшейся «шуткой». Тадема при написании императора использовал единственный сохранившийся бюст императора, который находится в Риме в музее Капитолия. Хотя в хрониках говорилось, что с навеса падали разные цветы, в том числе и фиалки, художник изобразил только розы, как символ красоты, страстей, роскоши и пиров. Картина была прохладно встречена критиками, которые обвиняли Тадему в том что он смотрел на историю сквозь розовые очки, не желая замечать моральную сторону события. И действительно, на глазах у зрителей происходит диковинное , изощренное убийство, но на картине нет ни одного лица, выражающего страх, ужас, сострадание или печаль. Лица и императора, и его окружения, и его жертв полны спокойствия и отрешенного блаженства. Но зрители приняли картину хорошо, им в первую очередь импонировало безупречное мастерство исполнения, было приятно смотреть на красивую, роскошную жизнь, для созерцания которой не нужно вникать в историческую подоплеку событий. Эта картина показывает устремления Альма-Тадемы как нельзя четче. Искусство – это красота. Художник создает свой идеальный, прекрасный мир, где исторические факты служат лишь отправной точкой. Художник верен деталям, но суть событий изменяет. Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 Посвящение Вакху 1889 Весна 1894 Весна. Фрагмент Не знающие соперниц 1893 Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 Удобный наблюдательный пункт 1895 Колизей 1896 Серебряные фаворитки (Под ионическим небом) 1903 Каракалла 1902 Любимая привычка 1909 Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 Скончался художник в 1912 году 28 июня в возрасте 76 лет. Его похоронили со всеми почестями в соборе Святого Павла в Лондоне, рядом с другими викторианскими художниками, его ближайшими друзьями Фредериком Лейтоном, Уильямом Холменом Хантом, Джоном Эвереттом Миллесом. Тадему ценили не только в Европе, но и у нас. И.Н. Крамской, всегда придирчиво относившийся к академическому искусству, так отзывался о Тадеме: «Что, например, может быть лучше (в известной мере) Альма Тадемы? У кого так много ума и образованности?» Художественные критики, изучая феномен художника, отмечали его способность игнорировать привычные каноны академического искусства. Французский критик Сизеран писал: «Этот великий художник достигает успеха только тем, что нарушает законы классической живописи, разрушает всякую группировку, на которой зиждется классическая композиция. Вместо того, чтобы собрать эффект, он его разделяет; вместо того, чтобы сгустить линии, он их разъединяет. И внимание зрителя постоянно отвлекается в разные стороны». После смерти художника его искусство вышло из моды и было надолго позабыто. Картины Альма-Тадемы критиковали за отсутствие морали и бесконечную праздность его персонажей, а в 1920-х годах считали чуть ли не худшим художником прошлого. Его картины продавались за бесценок. Известен такой даже случай: вор, ограбивший одного гражданина, собравшего довольно большое количество работ Тадемы, узнав, кто автор картины, совершил самоубийство – картины Альма-Тадемы не пользовались рыночным спросом совершенно. Позже творчеством Альма-Тадемы заинтересовался Голливуд. Режиссеры, снимая исторические фильмы, использовали картины художника как материал для воспроизведения. А еще позже, когда в Европе возникло увлечение Викторианской эпохой, имя Альма-Тадемы снова стало в моде. Как бы ни относились критики, каким бы идеалистичным и далеким от реальности не выглядело искусство Альма-Тадемы, можно сказать, что ему удалось воплотить мечту о благополучной жизни, в которой нет тревог и суеты, и создать свой, ни на кого не похожий мир художественных образов. Альма-Тадема не занимался морализаторством, не учил зрителей «как правильно» и «как надо», не философствовал. Он творил Красоту. Давал нам заглянуть в идеальный мир, невозможный в нашей реальности. Мир мечты. Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 Это лишь малая часть работ Лоренса (также известного как Лауренса, Лоуренса) Альма-Тадемы. Помимо многофигурных композиций, у него большое количество "исторических" портретов (в основном женщин), парных (мужчина и женщина или 2 девушки). Художник писал и современников. Как будет время, думаю сделать вторую часть, посвященную женским образам «Статья» практически полностью (несколько слов не в счет) взята из текста книги «Альма-Тадема», изданной «Белым Городом» :lol: Share this post Link to post Share on other sites
RIDDICK 7 Posted August 8, 2010 Просто блеск... Ratatosk, спасибо Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 RIDDICK, спасибо ^___^ рада, что понравилось, один из моих любимых художников Share this post Link to post Share on other sites
Iky 0 Posted August 8, 2010 Ratatosk очень интересно! буду ждать вторую часть статьи Share this post Link to post Share on other sites
Ratatosk 0 Posted August 8, 2010 Iky, спасибо! честно говоря, у меня планов громадье - еще 3 статьи висят недобитые) Share this post Link to post Share on other sites
Jukov.CG 0 Posted August 8, 2010 Мысль на секунду возникла, что рисунки похожи в какой-то степени на CG. Особенно "Фауст и Маргарита 1857" Share this post Link to post Share on other sites
MartinLuter 0 Posted August 9, 2010 Мегамастер, спасибо. Share this post Link to post Share on other sites