Перейти к публикации
veronasunrise

О банальных темах для стихосложения...

Рекомендованные сообщения

Как Вы думаете, уместно ли понятие "банальщина" в стихосложении? Или все таки не важно на какую тему идут строки "от сердца" ("из глубин души")? Что до меня, то у меня на этот счет семь пятниц на неделю... но ясно одно, что писать стихи на "банальные" темы рука не поднимается. Т.е. она-то поднимается, только стих (чаще всего) потом сразу идет "в топку". Уж не знаю плохо это или хорошо. :)

 

Вот небольшая статья на эту тему:

Избитые темы. Тим Скоренко

 

Основной чертой графоманской поэзии, червеобразно размножающейся в сети и вне её, является абсолютное неумение нахождения темы. То есть каждый товарищ, наивно полагающий себя поэтом, первым делом старается написать на Самые Великие И Общечеловеческие Темы. «Любовь», «смерть», «бог», «одиночество», «красоты природы», как сразу пришедшие на ум.

Суть в том, что Пушкин про всё это уже написал: то есть не то чтобы именно Пушкин, но великие поэты прошлого. Эти темы настолько избиты, истрёпаны и затасканы, что практически невозможно придумать что-нибудь новенькое, что-нибудь оригинальное. Тут работает один момент: юные сетевые графоманы или вообще не читают чужих стихов, или читают их, думая, что если написать точно как Пушкин (Лермонтов, Тютчев, Фет, нужное подчеркнуть), то получится не меньший шедевр. Что характерно, подражания поэтам Золотого Века выходят в десятки раз чаще, чем подражания поэтам Серебряного Века — потому что это много проще.

Но это была присказка. Теперь будет сказка.

Что же делать? О чём же писать, если воображения хватает только на смерть и на любовь? Характерным примером тотального графоманского порыва был как-то охарактеризованный мной Евгений Кручинин. И большая часть разнообразных замечательных графоманов начинает своё творчество именно с великих стихов на великие темы. Кстати, надо отметить, что большая часть прозаиков начинает так же, над чем блестяще посмеялся Леонид Каганов в «Дневнике писателя».

Ну, хорошо. Нам не хватает воображения для того, чтобы придумать что-то новое. Хотя на самом деле вокруг нас столько интересного, что жизни не хватит просто на восприятие, не говоря уже о стихоплетении. Ну да Бог с ним.

Самая избитая тема всех времён и народов — это любовь. Это не то что Пушкин, это и до него писали все кому не лень. Это сейчас является единственной темой для поп-музыки и превалирующей темой для остальных жанров. Любовь — это именно то, что чаще всего толкает подростков на попытки создания стихотворных опусов. Конечно, эти опусы посвящаются любимым. Конечно, получается бред. Два шикарных отрывка из графоманских произведений с упоминанием любви я не могу не привести:

 

Не смешите кроссовок:

Вот вам муза, любовь.

Я то смел, то неловок,

Да и, в общем, любой.

 

Оно несёт в себе любовь и смерть,

Предел печали и науку смеха,

Желание творить поэзию лихих сердец

И нити музыки плести из Лета.

 

Ну, тут явная графомания. А есть скрытая. Когда вроде всё красиво, и смысл на месте, вот только точно такими же словами и точно те же мысли 150 лет назад изложил какой-нибудь Тютчев. А после него ещё 29687 поэтов. И стихотворение, которое могло бы быть сносным в середине XIX века, становится бредом сивых поэтов начала XXI.

Ладно. Это было о плохом. Теперь о хорошем.

Про любовь можно написать оригинально и хорошо. Гениальными стихотворениями о любви я, например, считаю «Укротителя зверей» Николая Гумилёва, «Отдать тебе любовь?...» Роберта Рождественского, «Кошку» Дмитрия Быкова. Из современных поэтов снова обратимся к Але Кудряшевой («Выведи меня отсюда...»). Это доказывает только одно: о любви и сегодня можно написать офигенно. Далеко не все слова использованы, есть ещё множество слов. Не все обороты, не все словесные эквилибры и экзерсисы, не все, что вы. Русский язык — самый богатый в мире. Русская литература неограничена и бесконечна. Ищите слова.

Номинально я не имею право приводить себя в качестве примера, тем более, я уступаю вышеупомянутым произведениям. Но всё же, кажется, я тоже иногда нахожу оригинальные слова, избирая любовь темой произведения. Впрочем, не слишком часто. Из себя могу припомнить: «Ад», «Шрам», «Стихотворение о качестве», «В меня влюбляются женщины...», «Письмо». Это не так и сложно. Просто когда в голову приходит штамп, отправьте его подальше: он вам не нужен.

 

 

Tim_Skorenko.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

:clapclap: хорошая статья

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Alpaqu

Да, спасибо Тиму Скоренко за нее... :sm: Потрясающий писатель! И советы (статьи) у него всегда дельные - пусть некоторым они и кажутся "резковатыми"... |)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересная статья. С другой стороны, как быть тем людям, которые черпают вдохновение в повседневном? Череда нелепых событий, интересная встреча, судьбоносное решение. Они находят своё отражение в стихотворной форме... Иной раз просто садишься за клавиатуру, и начинаешь набирать, при этом совершенно не думая о том, что пишешь. Просто выворачиваешь себя на изнанку, перенося внутренние размышления на листок бумаги. Возможно добиться совершенных результатов с таким подходом нельзя, но и среди таких произведений можно встретить интересные экземпляры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

люблю чистые экспромты...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Условия использования