Перейти к содержанию

Добро пожаловать в сообщество творческих людей - ARTTalk.ru!

Уважаемые пользователи, если вы были зарегистрированы ранее, вам необходимо пройти процедуру восстановления пароля с помощью адреса электронной почты.

Для новых пользователей доступна регистрация.

Тема для обсуждения новой версии сообщества.

Если возникают какие либо проблемы с восстановлением старого аккаунта, вы можете воспользоваться формой обратной связи.

Pancho

AutoCAD для Дизайнера. Быстрый старт.

Рекомендуемые сообщения

Дизайн работа творческая, но воплощение идей имеет как творческую, так и техническую составляющую. Данная статья призвана помочь как раз именно в таком техническом вопросе как реализация идей и замыслов в чертежах с использованием программы AutoCAD, на примере последней, на данный момент, версии AutoCAD 2009. Мне на ум приходят два направления, где это может быть востребовано: дизайн интерьеров (как часть архитектурного дизайна) и промышленный дизайн. Так как я по роду своей деятельности больше близок к первому, то и буду от него отталкиваться.

 

Конечно, эта тема по информативности тянет на целую книгу, так как AutoCAD по сути это дремучий лес, но я попробую проложить для Вас через него тропинку, и провести по ней дав минимально необходимый набор знаний для получения конечного результата – бумажных чертежей. Не знаю, на сколько у меня это получится. Судить Вам.

 

Статья написана эксклюзивно для сайта arttalk.ru.

 

Все скриншоты со статьи в одном архиве

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Файлы к уроку

 

GOST_LIN.rar - настроенные типы линий к программе AutoCAD (файл GOST 2.303-68.lin)

 

MAIN_FRAME.rar - Чертеж AutoCAD с отрисованными основными надписями для листов формата А4 - А0.

 

Plans.rar - готовый чертеж плана, рассматриваемого в данной статье

 

Прим.

Файлы чертежей открываются в AutoCAD версий 2007 и выше.

Plans.rar

MAIN_FRAME.rar

GOST_LIN.rar

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Первый запуск. Интерфейс. Принцип работы

 

Итак первый запуск и мы видим окно приложения.

 

Интерфейс программы стандартный для Windows приложений, а в версии 2009 также добавлена "Лента" для доступа к основным функциям программы и меню спрятано под большой красной буквой А в левом верхнем углу (как у Microsoft Office 2007).

В центральной части большое черное поле – рабочее пространство. Перекрестье – курсор мышки. Ниже белая полоса – командная строка. И в самом низу серая полоска с кнопками – строка свойств.

Интерфейс программы очень гибко настраивается, так что Ваше окно может отличаться.

Рабочее пространство бывает двух видов: пространство модели и пространство листа. Пространство модели в каждом файле обязательно только одно, листов же может быть несколько.

Основные типы файлов, с которыми работает AutoCAD: dwg – файл чертежа или по-другому рисунка, dxf- текстовый аналог dwg используется в основном для передачи в другие программы, dwt – шаблон чертежа, используется для создания нового рисунка.

AutoCAD – это трехмерный векторный графический редактор. И принцип работы с ним следующий: рабочее пространство модели наполняем примитивами (линиями, окружностями, дугами, трехмерными объектами и пр). В модели все чертежи и объекты строятся в масштабе 1 : 1. Затем, когда чертеж готов, переходим в пространство листа. Создаем видовые экраны, которые «переносят» нам с модели на лист нужные части чертежа с заданным масштабом. А листы уже отправляем на печать.

01.thumb.gif.3f4241d1210438e4a2ef63edbd309e6c.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Итак, задача следующая. Необходимо вычертить два плана и разрез помещения, скомпоновать их на листы, настроить параметры печати. Вот исходные данные. (изображение взято здесь: http://www.buddom.com.ua/?m=177&o=775 )

02.gif.3a65c209b02d39bce7d8df4763dcadd7.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создание нового чертежа

 

AutoCAD у нас запущен и открыт пустой файл чертежа. Можно работать в нем, но мы создадим новый, чтобы узнать, как это делается. Жмем на кнопку создания нового файла и у нас открывается диалоговое окно выбора шаблона. Выбираем acad.dwt. И жмем кнопку Открыть.

04.gif.889960899b685d60877033ba951e5a0f.gif

03.gif.4ac293e1b4722f6d251ab09e7d7b759d.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Настройка единиц измерения

 

Теперь необходимо настроить единицы измерения. На Ленте переходим на вкладку Сервис и нажимаем кнопку Единицы. Открывается диалоговое окно Единицы чертежа. Для линейных ставим: Десятичные и Точность как нравится, но лучше ставить не целые числа, а сотые или тысячные.

Угловые Формат: Десятичные градусы, точность так же желательно 0.00.

Единицы для измерения вставленных элементов: Миллиметры.

Данные настройки не влияют на точность работы программы, а исключительно на точность отображения. Единицы измерения на строительных чертежах в основном миллиметры.

В процессе работы над рисунком эти настройки можно изменять.

06.gif.e86d73f74515f13c22c8f3786f5406a7.gif

05.thumb.gif.b62bb5c07299620535efdcbfde0b014b.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Работа со слоями

 

Все объекты и примитивы обязательно располагаются на определенных слоях.

 

Цитата из справки к программе:

Слои позволяют структурировать чертеж, что упрощает управление данными чертежа и различными свойствами, такими как типы линий, цвета и др.

Слои напоминают лежащие друг на друге прозрачные листы кальки. Слои являются основным средством упорядочения на чертеже. Они позволяют сгруппировать информацию по функциям и упрощают управление различными свойствами, такими как типы линий, цвета и др.

 

На самом деле кальку они только напоминают. Поскольку трехмерные объекты так же группируются по слоям. Ну а в общем принцип понятен.

Слои бывают служебные и пользовательские. Они ни чем не отличаются, но служебные слои нельзя удалить. Пример служебного слоя - слой 0.

Для работы со слоями переходим на вкладку Главная. Там у нас целая группа доступных инструментов.

07.gif.06b5133c259ef34e54a848c9b24c5446.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Изначально у нас в чертеже только один слой с именем 0(вообще все начальные параметры рисунка зависят от шаблона, слоев может быть несколько и другие установки могут отличаться, но если Вы использовали шаблон acad.dwt, то должно быть так, как здесь описано). Создадим слой Walls для линий, которые на чертеже будут обозначать стены.

Нажимаем кнопку Свойства слоя и открывается плавающее диалоговое окно Диспетчер свойств слоев.

09.gif.58520b876a5cb19e6d12b7ec9816558a.gif

08.gif.420541b73c1b84726fc667a64908af20.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Жмем кнопочку создать слой, в перечне появляется новый Слой 1, вводим нужное нам имя и готово.

 

Справа от имени слоя мы видим доступные параметры, разберем некоторые:

 

Вкл – Включает/выключает слой. Все примитивы выключенного слоя не видны и не доступны для редактирования и печати.

Блокировать - Примитивы блокированного слоя видны, но не доступны для редактирования.

Цвет – цвет примитивов в модели и на листе. AutoCAD использует свою палитру из 256 цветов. Если планируется печатать только черно-белые чертежи, то рекомендуется использовать только эти цвета.

Тип линий – например сплошная, штриховая и пр. В приложенном к статье архиве есть файл GOST 2.303-68.lin в котором настроены линии согласно ГОСТ.

Вес линий – толщина линий при печати. Для тонких линий я использую 0.09 мм. Для основных 0.35. Обычно этого хватает.

Печать - включает/отключает возможность печать слоя. Можно создавать отдельные слои для дополнительных построений и отключать печать. Тогда все примитивы с этих слоев печататься не будут. Это основные опции которые мы будем использовать.

12.gif.f5f85ac3f7ef55dccca122b4dc763b10.gif

11.thumb.gif.a2d005902e5729e0f367b40ede9fc646.gif

10.gif.67a70ccddc96d865d8a1e370349477e2.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Типы линий

 

Остановимся поподробнее на типах линий. В нашей стране начертания и назначение линий на чертежах определяет ГОСТ 2.303-68 ЕСКД. Линии. Условно для работы в AutoCAD типы линий из ГОСТа можно разделить на две группы. Сплошные и прерывистые. С первыми проблем не возникает (в программе это тип Continuous), а вот со вторыми не все гладко. Те настроенные линии, что идут в комплекте с программой, настроены не под наши стандарты. Длины штрихов и интервалы между ними не попадают в размеры ГОСТ. Кто-то на это внимание не обращает, кто-то играет с масштабами в свойствах примитивов. Есть возможность создавать свои типы, но на начальном этапе освоения это слишком сложно. В файлах к статье есть мною настроенный файл GOST 2.303-68.lin. В нем определены 4 типа линий по ГОСТ и Вам "шаманить" не придется. Достаточно загрузить эти типы в файл чертежа. Как это делается, я сейчас покажу.

Создадим отдельный слой для штриховой линии и изменим в нем тип линии с Continuous на Штриховая из файла GOST 2.303-68.lin и цвет с белого на синий.

Как создать слой, было описано выше. Меняем цвет. Жмем на белый квадратик (см. рис.), в уже знакомом нам диалоговом окне выбираем синий цвет и жмем окей.

14.gif.213e9bd16e2532328e32bce16b6c7f01.gif

13.gif.50526a0b7c1682c587946812fd69f187.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Теперь меняем тип линии. Жмем на Continuous. Открывается диалоговое окно с доступными в чертеже типами. Как видим там почти пусто. Жмем загрузить. Следующее диалоговое окно показывает типы из стандартной комплектации (файл acadiso.lin). Это нам не надо. Дальше жмем Файл и указываем путь к файлу GOST 2.303-68.lin. Теперь из доступных выбираем «Штриховая» Жмем Ок. И теперь у нас доступно два вида. Опять выбираем «Штриховая» и опять Ок. Вот такая процедура. Для своих нужд можно использовать и стандартные линии AutoCAD. Но сними Вам экспериментировать нужно самим.

17.gif.cadd5c849354d0ea51f842125b830854.gif

16.gif.8c255a21fe7e0414a0260b1fbe400e7a.gif

15.gif.8c5f421b03d96ac3ebe1cf7811abce33.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Таким образом можно создавать и настраивать нужное Вам количество слоев.

По поводу группировки примитивов по слоям особых рекомендаций дать не могу. В организациях часто существуют определенные стандарты или правила по этому поводу. Но даже если таких стандартов нет, в рабочих коллективах необходимо это согласовывать. Иначе это сильно усложняет работу проектировщиков смежных специальностей.

Так-же имена слоям лучше писать на латинице, иначе нет гарантии, что в не локализованной версии программы не будет проблем. Английские локализации AutoCAD в СНГ используются очень часто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Навигация в рабочем пространстве

 

Теперь перейдем к рассмотрению рабочего пространства модели и листов.

Как я уже говорил, основное время работы над рисунком происходит в пространстве модели, а пространства листов нужны лишь для более удобного вывода конечных чертежей на печать.

Пространство модели представляет из себя условно бесконечное трехмерное пространство. У тех из Вас, кто видел двухмерные чертежи AutoCAD мое утверждение может показаться странным. На самом деле в этом случае для работы используется плоскость XY, а координата Z = 0 и вид в модели установлен сверху вниз.

 

Итак собственно навигация. Основную роль в этом играет колесико мышки. Его вращение масштабирует (уменьшает/увеличивает) изображение. Нажатие и удерживание активизирует функцию панорамирования (перемещения вида чертежа), при этом курсор принимает форму руки. Само перемещение происходит по движению мыши. Отпускаем колесико и функция панорамирования отключается.

 

Можно использовать альтернативные инструменты Ленты, вкладка Главная. Либо Меню, раздел Вид.

22.gif.97dd18303ee245fa4d3fdb32c95b153b.gif

21.thumb.gif.f4a49f010fdc57a6ffe937419e2e1fe0.gif

22-2.gif.5347b7bff14ee698f6e179397640877a.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Палитры инструментов

 

Отдельно хотелось бы остановится на палитрах. В AutoCAD палитры - специальные "плавающие" диалоговые окна. Вот некоторые из них:

 

Диспетчер свойств слоев - создание/удаление/изменение свойств слоев.

 

Командная строка - инструмент, чем-то напоминающий на стандартную командную строку Windows. В AutoCAD почти все пункты меню, кнопки ленты и панелей инструментов могут вызываться командой из командной строки. Точнее оно всегда так и вызывается. При нажатии пункта меню или кнопки панелей инструментов программа осуществляет вызов этого действия через выполнение конкретной команды в командной строке. Можете поэкспериментировать с пунктами меню и посмотреть вызовы (написание) соответствующих команд в командной строке. Также в ней могут отображаться параметры выполняемого действия, сообщения для пользователя, сообщения об ошибках и пр. Хороший рецепт: если что-то не получается, глючит, не работает и т. д. - почитать сообщения в командной строке. Очень часто ответ довольно прост.

 

Свойства - очень важная палитра. Дает доступ к свойствам примитивов, аннотаций, 3D объектов и если в рабочем пространстве ничего из этого не выбрано отображает некоторые свойства файла чертежа. Как я уже говорил, AutoCAD - векторный редактор и все объекты в нем "параметрические". Например линия имеет начальную и конечную точку. Координаты этих точек модно посмотреть и изменить в палитре Свойства. Некоторые свойства доступны только для чтения, некоторые для чтения и изменения. Каждые примитивы/аннотации/3D объекты обладают как одинаковыми для разных типов, так и уникальными свойствами. Вот некоторые из общих свойств: цвет, слой (к которому относится объект).

 

Быстрый калькулятор - калькулятор, думаю объяснять собственно нечего.

 

Design Center (Центр управления) - инструмент для переноса не графических объектов между файлами чертежей. Примеры не графических объектов: слои, пространства листов, размерные стили, текстовые стили, блоки. Графические объекты (примитивы/аннотации/3D объекты) переносятся между файлами посредством команд Вырезать, Копировать, Вставить. Незнакомые не графические объекты мы рассмотрим позже.

24.gif.1fe39976e9c558496c1bfdb9dadb1221.gif

23.thumb.gif.a9bed54f72b122a78b2cb797ac575364.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интерфейс палитр немного своеобразен. Рассмотрим эти особенности.

В обычных диалоговых окнах название и инструменты управления окном расположены в верхней части. В палитрах они располагаются справа или слева.

 

Крестик - кнопка закрытия палитры.

Автоматически убирать с экрана - если активизировать данную опцию, то палитра будет сворачиваться в полоску и разворачиваться при наведении указателя мыши. Очень удобная опция. Позволяет не загромождать рабочее пространства лишними окнами и в то же время обеспечивает к ним удобный доступ.

Настройки отображения палитры - дополнительные опции отображения палитр и размещения их на экране.

26.thumb.gif.a6113aa359625da384d061abfbdea6d7.gif

25.gif.4c23d0acc95c92e80034ce4e3e76cb9d.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На этом вводная часть собственно окончена. Если что-то из сказанного вызывает вопросы, можно воспользоваться волшебной кнопочкой "Справка" либо задать вопрос мне посредством этой ветки форума или личным сообщением.

Также подробные подсказки всплывают при наведении и задержке указателя мыши на нужный пункт меню или инструмент панели инструментов.

Далее мы переходим непосредственно к созданию примитивов, аннотаций (пояснений) и отрисовке планов здания.

27.thumb.gif.3c55e126d785e90c5b9afffe01bc0f64.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создание примитивов

 

Все 2D чертежи в AutoCAD состоят из примитивов и аннотаций (пояснений). В программе предусмотрено довольно большое количество типов примитивов, но нам нужны лишь некоторые: линия, полилиния, дуга, круг, прямоугольник, элипс, сплайн, штриховка и градиент. К аннотациям относятся размеры, текстовые надписи, выноски, таблицы. Их рассмотрим позднее.

На Ленте переходим на вкладку Главная. Нам нужны два левых блока: Рисование и Редактирование. При нажатии в этих блоках на заголовках в нижней части появляются скрытые кнопки.

28.gif.655831dc7fc45c6b8e514592dfa830d8.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Начнем с самого простого. Инструмент Отрезок. Отрезок создается указанием в пространстве модели или листа (мы сейчас работаем в модели) двух точек: начальной и конечной. Итак кликаем инструмент Отрезок. Далее смотрим в командную строку и видим надпись:

Команда: _line Первая точка:

 

От нас требуется указать первую точку. Это можно сделать несколькими способами.

1. Кликнуть в любом месте пространства модели

2. Ввести координаты точки в командной строке в последовательности X,Y,Z. Например 0,0,0 или 10.5,17,0 Запятая - разделитель между координатами X,Y,Z, точка разделитель в числе целой и дробной части (во втором примере координата Х = 10.5). Важно не перепутать.

 

Далее программа просит ввести нас вторую точку

Следующая точка или [Отменить]:

 

Вводится аналогично первой.

Так-же доступен третий вариант ввода: указать в модели направление (куда указывает курсор, туда и направление), ввести с клавиатуры длину отрезка и нажать Enter.

 

И отрезок готов.

 

Поэкспериментируйте разными способами.

 

Если не вводя вторую точку, щелкнуть в пространстве модели правой кнопкой мыши, то будет доступны опции команды _line (Отрезок). В данном случае одна опция Отменить.

30.thumb.gif.db61813b8e6859991fbaa7111181bbca.gif

29.gif.4cae98c86ddea140c3110ef9327e7203.gif

Изменено пользователем NULL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Выделение примитивов

 

Если навести указатель мыши на наш отрезок и кликнуть, то он добавится в текущее выделение.

Свойства выделенных объектов можно просматривать и некоторые из них редактировать в палитре Свойства". В частности можно просмотреть координаты начальной и конечной точки.

 

Выделенные примитивы отображаются пунктирной линией, также если примитивов выбрано немного, обычно меньше 100, отображаются ручки выделения.

 

Если выбрано несколько примитивов, то в палитре свойств отображаются общие для них свойства.

 

Пример не редактируемого свойства: длина отрезка. Программа его вычисляет сама исходя из начальной и конечной точек.

 

Сброс выделения клавишей Esc.

33.thumb.gif.d1a8a9d23244abe8cc422b7ebabce224.gif

32.thumb.gif.7cf739ba86400b9104c2f0e2143858ae.gif

31.thumb.gif.42bd5ebb728ed9ec5de7580cf6f53a7d.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Выделять объекты можно с помощью рамок выделения. Они аналогичны таковым во всех других программах.

Кликаем в свободном месте рабочего пространства и двигаем мышь. Второй клик завершает выделение. При движении влево прямоугольник выделения окрашивается в зеленый цвет, при движении вправо - в синий. Разница между ними в том, что зеленый выделяет все объекты, которые захватил. Даже те которые частично. Синий же выделяет только объекты, которые полностью в него попали.

35.thumb.gif.f7917f4e8bef614b14e0f7994fed2558.gif

34.thumb.gif.7e8e34e377a65f9938980a5b64ab3884.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кроме просмотра/редактирования свойств к выделенным объектам так-же можно применять инструменты редактирования. В частности инструмент Стереть.

 

Перед применением инструментов редактирования не обязательно делать предварительный выбор примитивов. Если мы применяем эти инструменты, когда не выбран ни один примитив, то нам их предложат выбрать, причем синие ручки у выбранных примитивов не будут отображаться.

 

Если при выборе объектов нажать и удерживать клавишу Shift, то объекты будут удаляться из текущего набора выделения.

36.gif.a9ac2da87818caca883606ab5629f298.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Примитив Дуга

 

Почти все примитивы в AutoCAD строятся аналогичным образом, с учетом их индивидуальных особенностей.

 

Для Дуги доступны несколько вариантов построения, посредством задания различных параметров. Мы рассмотрим только первый способ: 3 точки. Остальные можете попробовать самостоятельно, не забывая смотреть подсказки в командной строке.

 

Итак выбираем нужный нам инструмент и указываем в модели три точки. Порядок указания виден на скриншоте.

38.thumb.gif.6d0e863b0ac1752541170ee8d877f058.gif

37.thumb.gif.4f7cb2abb6a95a312b1ecedbe26144c5.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Примитив Полилиния

 

Если Отрезок состоит из одного линейного сегмента, то примитив Полилиния может содержать несколько как линейных, так и дуговых сегментов, располагаемых в произвольной последовательности. Строиться аналогично линии и дуге. Переключение режима дуга/линейный осуществляется через меню правой кнопки мыши.

39.gif.3b5cfe1e1acc83129b51b5f81754cadf.gif

40.thumb.gif.13e66ab238ffaadb967406ddb5e1603c.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Как я уже говорил, в процессе построения доступно меню правой кнопки мыши. Пока нас интересуют только три пункта: Дуга, Линейный и Замкнуть. При выборе опции замкнуть, программа завершает построение примитива и соединяет последнюю и первую введенные точки полилинии.

42.thumb.gif.84aed66ee81a6e2c2858eafcb6b44fa1.gif

41.thumb.gif.9bf85daed5069ac7f0e18559cd718d28.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек. Условия использования